Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:
05.12.2009

Из стихотворных приветствий и посланий И.Я. Билибина

ИЗ СТИХОТВОРНЫХ ПРИВЕТСТВИЙ И ПОСЛАНИЙ

Появление имени Ивана Яковлевича Билибина на страницах данного сборника отнюдь не является произвольным решением составителей. Связь между двумя художниками прослеживается самая прямая, причем она глубже простого профессионального сотрудничества (Билибин вел класс графики в Школе Императорского Общества поощрения художеств) и коренится в любви к культуре древней Руси. Именно у Н. К. Рериха и И. Я. Билибина восхищение древнерусским искусством сыграло исключительную роль в творчестве, и именно их ретроспективные стилизации отличаются в этом плане наибольшей историко-художественной точностью на фоне вольных интерпретаций других участников "русского возрождения"

 Подобная же "научная точность" в использовании стилей разных культур отличает и другие виды творческой деятельности двух мастеров, хотя здесь их художественные задачи уже не совпадают. Для Рериха литература была одним из способов выражения своих философских и эстетических воззрений, Билибин же использовал свой поэтический дар в основном для создания дружеских приветствий, шуточных сочинений "на злобу дня", ставших, тем не менее, неотъемлемой частью его творческого облика. В воспоминаниях современников об Иване Яковлевиче мы постоянно встречаем указания на этот счет. Так, например, В. Н. Левитский, соученик знаменитого графика по Тенишевскому училищу, пишет: "В "Тенишевке" Билибин славился еще и тем, что сочинял удивительно забавные и веселые оды по случаю каких-нибудь происшествий в интимной жизни товарищей и мастерской..." [1]. Этот его талант, вносивший веселье в повседневную жизнь, помнился многие годы спустя. 24 января 1946 г. в очерке "Давно" Н. К. Рерих пишет: "Где его забавные оды? Много было всяких памяток" [2]. А в мае 1987 г. в беседе с журналистом С. Н. Рерих прекрасно продекламировал билибинское стихотворение "О том, как Степа воевал", посвященное С. С. Митусову [3]. 70 лет жизни не стерли стихотворение из его памяти. До наших дней дошел целый "поэтический диалог" между Билибиным и Митусовым, который складывался из посланий с дружескими подтруниваниями и басен комического содержания (автографы этих произведений хранятся в МСССМ и ОР РНБ).

 Заздравные тосты-оды были коньком Ивана Яковлевича. Надо отметить мастерское владение этим жанром, а иногда и тематикой древнегреческой литературы, что совершенно не случайно. Приемный сын Билибина М. Н. Потоцкий отмечает: "Иван Яковлевич обладал редким богатством знаний. Он прекрасно знал древнегреческий, латинский и старославянский. Читал античных авторов в оригинале. Помню, как при встрече в Ленинграде Билибин и его однокашник по гимназии профессор-эмбриолог П. П. Иванов щеголяли друг перед другом, читая наизусть отрывки из "Илиады" и "Энеиды"" [4].

 В Школе ИОПХ, где царила творческая, дружественная атмосфера, талант Ивана Яковлевича процветал. У самого Николая Константиновича мы находим указания на это. В очерке, посвященном памяти В. А. Щуко, он пишет: "Помню, как на годовом собрании Билибин прочел оду, обращенную ко всем присутствующим, в которой помянул отсутствующего на Римской выставке Щуко словами:

Но где, однако же, Щуко?
  Он в Беренштама воплотился
  И во плоти иной явился
  Там, где-то очень далеко" [5].

 

  Конечно же, Билибин с его даром подмечать комические стороны жизни не мог "промолчать" о том курьезном факте, что Рериху дважды был присвоен чин Статского советника (в 1914, а затем снова в 1915 г.). Секретарь Школы ИОПХ Степан Степанович Митусов выразил свое мнение по этому поводу как официальный представитель в формальном тоне, в записке "Для памяти", Билибин же обыграл это событие в свойственной ему шутливой манере.

  Благодаря Ивану Яковлевичу мы имеем очень живые, непарадные портреты многих деятелей искусства, трудившихся в ИОПХ, и можем лучше представить себе жизнь учреждения, которому Н. К. Рерих отдал столько сил и души.

Снова, как прежде, весной цветами украсились нивы; 
Щедрой рукой Персефона [7], вернувшись из мрака Аида, 
Их разбросала по ложу[8] возлюбленной матери Геи [9],
Снова, как прежде, весной ученье кончается в школе, 
Снова на ужин сошлись мы веселой и дружной семьею, 
Словно кентавры [10], стуча и, как легкие нимфы [11], резвяся. 
Слушайте ж, славные други и славные наши товарки, 
Школы прославим отца, Константинова славного сына: 
Снова свой прежний он чин получил за заслуги пред школы, 
Снова весна наступила и снова он Статский советник! 
Выслушай, о Николай, Константина достойнейший отпрыск, 
Феба [12] прославленный сын, неоднажды свой чин получивший, 
Помни, что ты человек, и тебе разгадать невозможно 
Мойры [13] сокрытый закон, не людское то дело, а божье. 
Что ж, неужели, безумец, не хочешь ты снова и снова 
Славный свой чин получать, как только весна наступает? 
Или ты, смертный, желаешь, чтобы реки от льда не вскрывались? 
Чтобы цветы не цвели и не играло бы солнце? 
Чтоб молодою листвой леса не могли б одеваться? 
Чтобы не пел соловей и сломались бы стрелы Эрота [14]
Вспомни, безумный, и то, как карают бессмертные боги! 
Тщетно бессмертным богам войну объявили гиганты; 
Тщетно ломились они, Пелеон [15] взгромоздивши на Оссу [16]
Вспомни Арахны [17] пример и судьбу Ниобеи [18] несчастной! 
Радуйся с нами весне и воле богов подчинися! 
Пусть ежегодно весной покрываются нивы цветами; 
Это природы закон: так решили бессмертные боги! 
Пусть ежегодно весной летают Эротовы стрелы! 
Это природы закон; так решили бессмертные боги! 
Пусть ежегодно весной - ты Статский, как прежде, советник, 
Это природы закон; так решили бессмертные боги!

 

 

 

 

 

1. [Н. К. Рериху. Весна, 1915][6].

Велик был Арго [20] в дни минувши; 
Но те, что в даль его влекли, 
Могильным сном давно уснувши, 
Почили в глубине земли. 
Земля прияла и Язона [21]
Геракла [22] храбра, Теламона [23] 
Почил Тезей [24] и Оилей [25]
Не мало минуло столетий, 
Как в вечность отошел Менетий [26]
Кастор с Поллуксом [27] и Орфей [28].


8

Свершилось чудо воплощенья: 
Мы - аргонавты и живем, 
И снова, в Школе Поощренья, 
Мы говорим, едим и пьем! 
Давно ли мы, отваги полны 
Чрез Понта [29] яростные волны 
Неслись в Колхиду за руном 
И, сердцем смелым пламенея, 
Внимая пению Орфея, 
Все помышляли об одном.


9

И [вот], как встарь, одушевленны 
Единым помыслом живем 
И чрез житейски волны пенны 
Мы за своим руном плывем. 
Мы храм, где с купола Паллада [30] 
Ушла, решив, что ей не надо 
Сидеть, понеже это срам, 
Перерастем, и к нам в чертоги 
Сберутся олимпийски боги, 
В наш новый аргонавтов храм.


10

Взгляните ж, други, на Язона, 
Который среди нас сидит; 
Никая жизненна препона 
Язона дух не устрашит. 
Как Зевс [31], главою помовая, 
Десницею браду лаская, 
Вино разлил он щедро всем. 
Несите ж ему, други, латы 
И стрелы, у конца пернаты, 
И на главу - блестящий шлем.


11

Бери ж, Орфей, скорее лиру, 
Орфей тогда, теперь - Степан, 
И пой всему подлунну миру, 
Какой нам жребий славный дан, 
Степан, не знающий покоя! 
Пой сидя, лежа или стоя, 
Ты пой! на то ты и Орфей! 
Про Школу пой и пой про радость, 
Пой про весну и пой про младость, 
Про все ты пой, но пой и пей!


12

Ты пой про то, что в небе птицы, 
Ты пой про то, что мир - велик, 
Про то, что в Школе - ученицы 
И купно с ними ученик. 
За них полнее выпить надо, 
Мы пастыри, они же - стадо. 
На корабле есть и гребец; 
Они гребцы, и судно станет, 
Когда гребец грести престанет... 
Попова или Воронец [32]...

Пирушкин. 
P. S. Любанчик шлет привет.

 

3. О том, как Степа воевал (быль в стихах). 20 октября 1916 [33].

Степа - ратник ополченья, 
И разряд его второй. 
Полон храбрости и рвенья 
Был он воин и герой! [34] 
В канцелярии на стуле 
Не боялся вражьей пули; 
Говорил: "Я очень рад, 
"Что почти уже солдат!

"До свиданья! Я - не штатский! 
"Путь мой - славный путь в окоп! 
"И под пулю свой солдатский 
"Я подставлю храбро лоб!" 
Между креслом и диваном 
Он носился ураганом, 
Воздух криком колебал; 
Не Степан, а Ганнибал!

И, победу предвкушая, 
Именинником глядел, 
И бестрепетно в трамвае 
Без стесненья громко пел. 
Воин едет! Прочь с дороги! 
А не то раздавит ноги! ... 
Дни идут; промчался год, 
И Степанчик уж не тот!

День призыва наступает, 
Очень страшный, жуткий день. 
Степа что-то размышляет; 
Ходит, бродит, словно тень. 
Говорит: "Какой я воин? 
"Не солдат я; недостоин 
"Воинский надеть мундир... 
"Ах, когда-то будет мир?!

"Не пойти ли мне на клирос? 
"Буду петь учить калек... 
"Музыкант я; им я вырос; 
"Им останусь я свой [35] век. 
"И, солдатчину минуя, 
"Затяну я аллилуйя; 
"Это - лучше, как ни кинь, 
"И спокойнее. Аминь".

Ах, зачем форсил ты, Степа, 
Обещаний надавал? 
Ожидала вся Европа, 
Что ты будешь генерал. 
Но судьба нас покарала 
И послала генерала 
Петь стихиры на амвон, 
Меч сменив на камертон.

С. С. МИТУСОВ ДЛЯ ПАМЯТИ

Недавно исполнилось 25-летие деятельности академика Н. К. Рериха [36] и 18-летие службы его по Императорскому Обществу Поощрения Художеств. К юбилею Школы 31 октября 1914 [года] объявлена Высочайшая благодарность Статскому Советнику Н. К. Рериху, каковое наименование по указанию непосредственного начальства внесено в паспорт формулярного списка и, таким образом, Н. К. Рерих больше полутора лет пользуется означенным чином; причем оным подписаны многие юридические документы, могущие иметь судебное значение. К 6 сего мая Н. К. Рериху пожалован чин Статского Советника и, не поставленный в связь с прошлым наименованием, делает вышеозначенное наименование как бы невольно самозванным, подрывая административный и педагогический авторитет Н. К. Рериха, как руководителя обширного учебного заведения. <!-- P>**********

 

С. С. Митусов. Фото 1916-1917 гг. из МСССМ.

 

********** -->

Указанные обстоятельства усугубляются тем, что первое Высочайшее наименование Н. К. Рериха Статским Советником было объявлено 31го октября 1914 года в торжественном заседании по случаю юбилея Школы Императорского Общества Поощрения Художеств. А теперь вновь Высочайше подтверждено в отчете Общества за 1914 год. Настоящие условия ставят Н. К. Рериха, известного художника и деятеля, в незаслуженно ложное положение, тем более что художник Вроблевский [37], одновременно окончивший Императорскую Академию Художеств с Рерихом, уже с 1910 года имеет чин Статского Советника, будучи обычным учителем рисования, а секретарь Комитета и Педагогического Совета Зарубин [38], будучи на год моложе Н. К. Рериха по окончанию Академии Художеств и моложе по службе в Обществе, без всяких затруднений в 1914 году пожалован чином Статского Советника. Необъяснимо, почему Директор Школы, деятельность которого отмечена в Высочайшей грамоте, должен быть моложе в чине, нежели приглашенные им самим и находившиеся, казалось бы, в худших условиях прочие деятели Школы Императорского Общества Поощрения Художеств. Причем, при настоящем положении отличие деятельности, отмеченное в Высочайшей грамоте и неоднократные Высочайшие благодарности не явились как обычно способствованием к награде, а наоборот составили препятствия и затруднения, тем более что Н. К. Рерих, сравнительно с преподавателем Вроблевским, может иметь право на старшинство к чину с 1910 года.

Настоящее особенно важно в учебном деле, в котором авторитет руководящего лица должен быть огражден и утвержден, как в отношении педагогического персонала, так и учащихся.

[1915]

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Билибин И. Я. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Художник РСФСР, 1970. С. 137.
  2. Рерих Н. К., ЛД, 1995-1996. Т. 3. С. 357.
  3. См.: Стенограмма беседы Л. Казанской и Л. С. Митусовой с С. Н. Рерихом. (Текст и фонограмма в МСССМ).
  4. Билибин И. Я. ... С. 250.
  5. Рерих Н. К., ЛД, 1995-1996. Т. 2. С. 187.
  6. Два автографа (один черновой карандашный, другой беловой пером) хранятся в МСССМ, ф. И. Я. Билибина.
  7. Персефона - в греческой мифологии дочь Зевса и Деметры, похищенная Гадесом, богом преисподней, и уведенная им в ад (Аид).
  8. В черновике здесь слово "лону".
  9. Гея - в греческой мифологии богиня земли.
  10. Кентавры - древний полудикий народ, живший в Фессалии (Балканский полуостров); изображался греками в виде полулюдей-полулошадей.
  11. Нимфы - в греческой мифологии девы, олицетворяющие стихийные силы; были нимфы вод, гор, лесов и др.
  12. Феб - в греческой мифологии одно из имен Аполлона, сына Зевса, бога солнца, покровителя искусств.
  13. Мойра - одна из трех мойр. Мойры - в греческой мифологии богини судьбы; соответствуют римским паркам; изображались в виде трех безобразных старух с различными атрибутами.
  14. Эрот (Эрос) - в греческой мифологии бог любви, сын Афродиты и Ареса; хотя он и младший из богов, но властвует над ними и людьми; изображался в виде крылатого юноши с луком в руке.
  15. Пелеон - в греческой мифологии гора, на которой обитали свирепые кентавры.
  16. Осса - в греческой мифологии гора, а также персонификация молвы, "голос". Осса - вестница Зевса, по его воле она побуждает ахейцев собраться под Троей на военный совет и решить судьбу войска.
  17. Арахна - в греческой мифологии лидийская девушка, искусная рукодельница, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в ткачестве и превращенная за это богиней в паука.
  18. Ниобея (Ниоба) - в греческой мифологии дочь Тантала, супруга фиванского царя Амфиона. Гордясь многочисленным потомством (12 или 14 детей), Ниобея оскорбила хвастовством богиню Лето (Латону), мать Аполлона и Артемиды. За это дети Лето стрелами из луков убили всех детей Ниобеи, а сама Ниобея окаменела от горя.
  19. Автограф. ОР РНБ, ф. 1000, поступление № 1957.82, лл. 21-22об.
  20. "Арго" - в греческой мифологии название корабля, на котором греческие герои (аргонавты) отправились в Колхиду за золотым руном.
  21. Язон (Ясон) - капитан "Арго", предводитель аргонавтов, отправившихся за золотым руном, которое Ясон добыл с помощью волшебницы Медеи. Под именем Ясона выведен Н. К. Рерих.
  22. Геракл (Геркулес) - герой греческой мифологии, сын Зевса и смертной женщины Алимены. Наделенный необычайной силой, Геракл совершил множество подвигов. Наиболее известен цикл сказок о 12 подвигах Геракла; кроме того, Геракл освободил Прометея, победил Антея, сражался с кентаврами и т. д.
  23. Теламон - отец Аякса, одного из главных героев "Илиады". Брат Пелея. Был обвинен в убийстве единокровного брата, за что отец запретил ему ступать на землю родного острова. Пытаясь оправдаться, Теламон построил близ берега дамбу, с которой произнес речь в свою защиту, однако его доводы не были приняты отцом. Участвовал в Каледонской охоте, в походе аргонавтов, прославился как соратник Геракла в походе против троянского царя Лаомедонта. В награду получил дочь побежденного царя.
  24. Тезей (Тесей) - легендарный афинский царь (приблизительно 13 в. до н. э.). Ему приписываются синойкизм Аттики, разделение граждан на евпатридов, геоморов и демиургов. Согласно греческим преданиям, Тезей совершил много подвигов (в том числе победил Прокруста, Минотавра, участвовал в войне с амазонками).
  25. Оилей - в греческой мифологии царь локров в Опунте. Отец Аякса Оилида, участник похода аргонавтов.
  26. Менетий - аргонавт, отец Патрокла, родич и друг Пелея. Упоминается у Гомера в "Илиаде".
  27. Кастор с Поллуксом - в греческой мифологии близнецы Диоскуры, неразлучные братья, сыновья Зевса и Леды, покровители мореплавания. Кастор был смертным и славился как укротитель коней. Поллукс (Полидевк) был бессмертным и славился как кулачный боец.
  28. Орфей - в греческой мифологии сын Аполлона и Клио, своим пением укрощал диких зверей и двигал деревья и камни. Мифы об Орфее, участнике похода аргонавтов, изобретателе музыки, верном возлюбленном, спустившемся за своей женой Эвридикой в Аид, частый сюжет в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Под этим именем выведен С. С. Митусов.
  29. Понт - по-гречески море; понт Эвксинский - Черное море.
  30. Афина Паллада - в греческой мифологии богиня мудрости, наук и искусств, покровительница города Афин, дочь Зевса.
  31. Зевс - верховный бог древних греков, отец богов, царь мира.
  32. Попова или Воронец - шутливое обыгрывание фамилий учениц Билибина Поповой и Воронец-Поповой. Попова (в замужестве Питс) Елена Сергеевна (род. в 1891 г.) - художница; в 1910-1915 гг. училась в Школе ИОПХ; работала на Петроградском фарфоровом заводе; в предреволюционные годы уехала в Англию. Воронец-Попова (рожденная Воронец) Кира Дмитриевна (род. в 1892 г.) - художница-прикладница; в 1910-1917 гг. она училась в Школе ИОПХ, в 1916-1917 гг. там же преподавала вышивку; с 1915 по 1917 гг. работала на Петроградском фарфоровом заводе; в последующие годы работала в мастерских товарищества ИЗО, Художественно-промышленном техникуме и Доме моделей. См. о них: Билибин И. Я. ... С. 169-172, 204, 205.
  33. Известно два автографа этого стихотворения - в МСССМ, фонд И. Я. Билибина, и в ОР РНБ, ф. 1000, поступление № 1957.82, лл. 13-14. В публикации за основу взят текст из МСССМ. Опубликовано: Казанская Л. Степан Митусов. // Советская музыка. 1990. № 12.
  34. В автографе из ОР РНБ это строка так: Он и воин и герой.
  35. В автографе из ОР РНБ здесь слово: весь.
  36. Официальное празднование юбилея творческой деятельности Н. К. Рериха состоялось 10 декабря 1915 г.
  37. Вроблевский Константин Каэтанович (1868-1939) - художник. Соученик Н. К. Рериха по ИАХ, которую окончил в 1897 г. Преподаватель общерисовальных классов Школы ИОПХ с 1906 г.
  38. Зарубин Виктор Иванович (1866-1928) - живописец-пейзажист. Соученик Н. К. Рериха по ИАХ, которую окончил в 1898 г. Был секретарем ИОПХ после того, как Рерих оставил этот пост, став директором Школы ИОПХ. Преподаватель орнаментального класса Школы ИОПХ в 1905-1906 гг.

Ю. Ю. Будникова, В. Л. Мельников, В. В. Строганов.

 

2. [С. С. Митусову]. 2 мая 1915 [19].

Eye просмотров: 102