Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:
05.12.2009

Музей-институт семьи Рерихов

МУЗЕЙ-ИНСТИТУТ СЕМЬИ РЕРИХОВ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Николай Константинович Рерих относится к числу наиболее выдающихся и ярких деятелей мировой культуры конца XIX ­– первой половины XX вв. Наряду с целой плеядой представителей традиционной российской цивилизации он стал одним из символов той мощной культурной экспансии, которая оформилась в России начала прошлого века и прокатилась по всему миру, оказав сильное влияние на многие сферы жизни в странах Европы, Америки и Азии и во многом предопределив пути культурных процессов в цивилизованном мире.

Обладая многосторонними талантами и знаниями, неиссякаемой творческой энергией, будучи замечательно образованным человеком и врождённым организатором, Н.К. Рерих сумел переосмыслить возросшие на российской почве идеи и опыт сохранения культурных ценностей и соединить с опытом мировым. Оказавшись за пределами Родины, Рерих продолжил традиции петербургской школы международного права и своего учителя профессора юридического факультета Петербургского университета Ф.Ф. Мартенса (одного из авторов итоговых документов Гаагских конференций 1899 и 1907 гг.). Он стал автором основных идей первого в истории Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха, Вашингтон, 1935 г.) и инициатором международного движения в защиту культуры.

В деле сохранения культуры ключевую роль Рерих отводил музеям. Ещё в Петербурге в начале XX столетия, являясь директором Рисовальной школы Императорского Общества Поощрения Художеств (ИОПХ), он стал инициатором и руководителем работ по созданию Музея Русского искусства при ИОПХ и Музея Допетровского искусства и быта, выступил инициатором преобразования руководимой им Школы в Народную Академию искусств. Он был одним из создателей Общества сохранения художественной Руси, а также руководил работами по созданию Археологической карты Петербургской губернии.

В 20-30-е годы Н.К. Рерихом было разработано оригинальное учение о Культуре как основе индивидуального совершенствования и общественного мира. На его основе он определил ряд принципов музейного строительства и с успехом применил их на практике, во многом опередив наше время. Для продвижения этих инициатив, поддержанных впоследствии многими выдающимися деятелями мировой культуры, Рерих создал комплекс просветительских, творческих и научных организаций в Америке, Европе и Азии. Организационным ядром и объединяющим центром этого комплекса стал Музей Рериха в Нью-Йорке.

Рериховское понятие музея включает понимание его как «обители всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их» [1] . Тем самым происходит расширение современных представлений и своеобразный возврат к представлениям античным.

Для Рериха Музей — это не просто собрание предметов, имеющих художественную, историческую или какую-либо иную культурную ценность, но, прежде всего, это — Обитель Муз всех родов и направлений человеческого творчества, их Союз как живое свидетельство изначального духовного единства человечества и его внутренней устремлённости к усовершенствованию и творчеству, устремлённости к Прекрасному.

Как точка соприкосновения человека с живой исторической традицией, опытом и тайной творчества Музей выступает не только в качестве охранителя культурного достояния в виде музейных предметов и коллекций, но и в качестве охранителя культурного достоинства в человеке, его духовности и нравственности. Он становится местом взаимодействия различных общественных тенденций на основе всевмещающего понятия Культуры и таким образом наделяется дополнительными функциями социального, гражданского свойства.

Рериховская музейная идеология носит новаторский системно-эволюционный характер. Она в определённой мере предвосхитила концепции интегрированного музея и экомузея, принципы «новой музеологии». Большую ценность имеет рериховский опыт практической реализации указанных принципов, в частности, в деятельности Гималайского исследовательского института как филиала Музея Рериха в Нью-Йорке.

Особое внимание обращают на себя принципы соединения элитарности науки и широкой общественной инициативы, которые были предложены и реализованы Н.К. Рерихом в работе отделений Музея Рериха и многочисленных культурных обществ в Америке, Европе и Азии. Рерих называл эти комитеты и общества хранителями отделов центрального музея в Нью-Йорке. Одним из важнейших условий создания такого комплекса стало наличие развитых институтов гражданского общества в странах с высоким статусом культуры в общественном сознании. Многие из предложенных Рерихом положений только пробивают себе дорогу в жизнь и приобретают особую значимость для современного музейного строительства.

Касаясь проблем последнего и его особенностей в России, нужно отметить в качестве важнейших задач:

- сохранение культурного достояния народов России как важнейшей предпосылки социальной стабильности и комплексного устойчивого развития страны
- восстановление целостности культурного пространства страны и актуализация его креативного потенциала
- преобразование системы музеев в государственно-общественную систему, ориентированную на обеспечение широкого и актуального доступа населения к сокровищам отечественной и мировой культуры.

Созданные в последние годы общественные объединения музеев, играют всё более заметную роль в формировании культурной политики внутри России. Всё более авторитетную роль исполняет Союз музеев России, оказывающий влияние на реальную музейную политику государства, вырабатывающий новые культурные механизмы, оказывающий ощутимую помощь музеям в разрешении конкретных проблем.

Нетривиальная задача – «сберечь прошлое, с одной стороны и гарантировать будущему возможность развития с другой» – требует, по мнению большинства современных специалистов, нормализации работы культурной машины, которая должна «максимально использовать творческий потенциал для формирования национального искусства». «Она обязана выполнять несколько функций. Функция первая - ориентировать. Творческий человек самоопределяется, ищет для себя высокие планки, искусство дает ему образцы, и культурная машина должна донести эти образцы до человека. Вторая функция - отбор и восхождение. Если первая функция - образовательная, то вторая - фильтрующая. // Культурная машина работает "по вертикали", от творчества к искусству, от регионов - к центру. В центр стремятся люди, в регионы возвращаются культурные образцы» [2] . Как здесь не вспомнить усилия Н.К. Рериха (и его соратников) и в должности редактора журнала «Искусство и художественная промышленность», и, в особенности, на посту директора Школы ИОПХ, ставшей в те времена крупнейшим художественно-промышленным учебным заведением России. Как будто ничего не изменилось после 1916 года!

В процитированной выше статье М. Гельмана «Музеи в России и механизм культурной политики» говорится о необходимости трёх важнейших «сшивок»: о сшивке территорий, сшивке эпох и сшивке общественных слоёв. Основой этого восстановления целостности культуры должно стать понимание актуальности искусства, т.е. в конечном счете, осознание Красоты, которая и «спасёт Мир»: «Сегодня, когда смена парадигм в искусстве происходит гораздо чаще, чем биологическая смена поколений, мы получили феномен "сожительства" представителей разных культурных эпох в одних музеях, галереях, журналах - в одном культурном пространстве. Культурная ткань становится очень причудливой, легко расслаивается на автономные группы, в каждой из которых наработаны свои параметры оценки, существует свой язык общения, свои знаковые системы. Задача музея - привести эти языки к чему-то единому (выделено мной – А.Б.). Являясь площадкой репрезентации, оставаясь независимыми наблюдателями, они должны заниматься "сшивкой" - формировать общее для всех коммуникативное пространство».

Общее коммуникативное пространство – это, по Рериху, и есть пространство Культуры, основанной на универсальных ценностях. Широкое понимание Культуры включает в себя не только материальную составляющую результатов человеческого творчества и культурных накоплений. Культурные ценности – это также – и даже прежде всего – ценности нравственного, духовного порядка, в том числе, как стало очевидно в последние десятилетия, природный потенциал планеты. Постольку поскольку они находятся в неразрывной связи с деятельностью человека и достижениями его творчества.

Таким образом, в постановке Н.К. Рериха главной задачей человека и общества является охранение и приумножение культурного достояния как основы усовершенствования и преображения жизни. В основу её комплексного решения было положено Учение Живой Этики и созданный на его принципах комплекс научных, художественных, образовательных учреждений, общественных организаций, комитетов и инициативных групп в десятках стран мира, центром которого и явился Музей Рериха в Нью-Йорке.

Деятельность этого комплекса опиралась не только на авторитет крупнейших деятелей культуры, науки и политики, но и на поддержку государственных органов как в Америке, так и в Европе. Эта поддержка выражалась, прежде всего, в усилиях по формированию национальной и международной законодательной базы. Рождалась система, которая всё более и более приобретала общественно-государственный характер, создавая ясные алгоритмы достижения важнейших решений в различных сферах жизни. В общественном сознании постепенно восстанавливалась система ценностей, основанная на приоритете духовности и свободного творчества, тем самым создавая предпосылки для сглаживания общественных антагонизмов между государством и обществом, цивилизацией и культурой.

Среди замечательных социокультурных достижений созданной Рерихом системы одним из самых важных стало принятие странами западного полушария Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), ставшего в последствии основой Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.

Развитием идей Пакта также стал нереализованный рериховский проект Всемирной Лиги Культуры, которая рассматривалась «как кооперативное объединение научных, художественных, промышленных, финансовых и прочих учреждений, обществ и личностей, работающих в пределах культурных путей» [3] .

***

В настоящее время возникают новые возможности применения рериховских идей и подходов в музейном деле и, шире, в деле сохранения и актуализации культурного наследия. Одну из таких возможностей и практических попыток представляет учреждённый в 2001 году Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. В частности, он должен стать «экспериментальной площадкой» для апробирования этих и близких им практических подходов в современных условиях, а также соответствующих научных и образовательных программ.

«Именно только единением, дружелюбием и справедливым утверждением истинных ценностей можно строить во благо, в улучшение жизни. Многие исконные понятия затмились в обиходе. Люди произносят слово Музей и остаются далеки от мысли, что Музей есть Музейон, по-гречески Дом Муз. Обиталище всех Муз, прежде всего, является символом Объединения. В классическом Мире понятие "Муз" вовсе не было чем-то отвлеченным, наоборот, в нем утверждались живые основы творчества здесь – на Земле, в нашем плотном мире. Так издавна, от самых далеких веков утверждались основы единства. Все человеческие примеры ярко говорят о том, что сила в союзе, в доброжелательстве и сотрудничестве» [4] , – пишет 1 января 1936 года Рерих в своей статье «Врата в Будущее». Во все времена Служение Музам было настоящим воспитанием вкуса, который во всем познает прекрасное. Поэтому Музей — это «Обитель всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их».

Такое понимание сути музея и было положено в основу концепции будущего Музея-института семьи Рерихов в Петербурге в проекте, подготовленном в 2000 году Рериховским центром Санкт-Петербургского государственного университета и включённом в Программу подготовки празднования 300-летия Санкт-Петербурга [5] .

Основу музейных фондов составило Мемориальное собрание С.С. Митусова (МСССМ), близкого родственника и друга семьи Рериха, сохранившего в своей семье основную часть мемориального наследия семьи Рериха в Санкт-Петербурге. Как известно, долгие годы жизни за пределами России Рерихи предпринимали попытки вернуться на Родину. Удалось это лишь в 1957 году, уже после кончины Николая Константиновича и Елены Ивановны, их старшему сыну Юрию Николаевичу Рериху, выдающемуся востоковеду. Обосновавшись в Москве, заведуя сектором в Институте востоковедения, он продолжил «музейное дело» своего отца, посвятив огромную часть своих усилий организации Музея Н.К. Рериха в Ленинграде, родном городе своей семьи. Основу экспозиции должны были составить художественные произведения, вещи и документы из огромного собрания, привезённого Юрием Николаевичем в Союз, и документы, мемориальные предметы, вещи и мебель из их бывшей квартиры на Мойке, сохранённые в Ленинграде семьёй Митусовых. Подробно о МСССМ уже писалось ранее [6] , говорится и в настоящем сборнике в работе научного сотрудника Музея-института семьи Рерихов Ю.Ю. Будниковой «От артефактов эпохи до мемориального собрания» [7] .

Ещё в 1927 году Людмила Степановна Митусова познакомилась с Зинаидой Григорьевной Лихтман (Фосдик), впоследствии директором Музея Рериха в Нью-Йорке, с того времени завязалась их переписка. «На тебя ложится обязанность по выполнению части заветов Николая Константиновича», – писал несколькими годами спустя Степан Степанович своей средней дочери из Хибиногорска, где он в это время организовывал Рабочую консерваторию.

«Будет по-нашему», – говорил Л.С. Митусовой в 1960 году о Музее в Ленинграде Ю.Н. Рерих, который к этому времени уже добился согласия Министерства Культуры СССР на его создание. Шла интенсивная переписка, активное участие принимали Географическое общество и Университет в лице А.В. Королёва, В.В. Струве, А.Д. Александрова, Б.А. Вальской, Д.Д. Бизюкина, О.М. Медведева. Подключились ленинградские власти. Однако скоропостижная кончина Юрия Николаевича помешала довести до конца решение этого вопроса. Позднее заботу о сохранении фамильного наследия в мемориальном собрании Митусовых проявлял младший сын Рерихов, известный художник, С.Н. Рерих, проживавший постоянно в Индии. Именно он помог сёстрам Митусовым получить новую квартиру в доме на углу Суворовского проспекта и 4-ой Советской улицы, когда их старый дом на улице Моисеенко ставился на капитальный ремонт. Сам же вопрос о рериховском музее отошел в сторону. В сложившихся тогда условиях определённым достижением стала организация Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре. Именно вклад сестёр Митусовых стал основой коллекции подлинных вещей. Ключевую роль в его создании сыграли также кинорежиссёр Р.А. Григорьева, историк Л.В. Мищенко, архитектор Экк. Некоторые документы и предметы митусовского собрания были переданы также для музея в Барнауле, в Публичную библиотеку (в настоящее время РНБ), в Русский музей [8] . Однако до последнего времени года вопрос о Музее Н.К. Рериха и его семьи в Петербурге оставался открытым.

Упомянутый ранее проект создания Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, подготовленный Санкт-Петербургским государственным университетом, начал осуществляться с начала 2001 года, когда был основан Международный благотворительный фонд «Рериховское наследие», ставший учредителем Музея-института семьи Рерихов.

***

За период с 11 мая 2001 года по настоящее время Музей-институт семьи Рерихов прошёл непростой путь первоначального становления в качестве негосударственного учреждения культуры. За истекший период собраны и систематизированы значительные фонды, включающие в себя сохраненную в Санкт-Петербурге часть мемориального наследия Н.К. Рериха, его семьи и окружения общей численностью более 7000 единиц хранения. Часть музейного собрания зарегистрирована в Музейном фонде РФ. Налажена экспозиционно-выставочная, научно-исследовательская, культурно-просветительская и издательская работа. Проводятся экспедиции, семинары и конференции, в том числе международного уровня. В рамках межрегионального сотрудничества Музей-институт семьи Рерихов осуществляет интенсивную программу проведения образовательно-художественных выставок в Северо-западном и Центральном регионах РФ [9] . Региональный аспект работы нашёл своё отражение в создании в Вышневолоцком районе Тверской области Сезонной научной базы музея.

Создано вполне дееспособное кадровое ядро, включающее в себя специалистов и научных сотрудников различных профилей и специальностей. В июле 2003 года Музею-институту передано здание по адресу: 18-ая линия, д.1, лит. А (бывш. дом акад. М.П. Боткина) общей площадью около 1400 кв.м. – памятник истории культуры федерального значения начала XVIII века. Начаты проектные и ремонтные работы.

В основу деятельности легла Концепция Музея-института семьи Рерихов в СПб, которая определяется его социокультурной миссией, задачами и приоритетами, профилем и основными видами его деятельности.

Миссия  -–

Сохранение, актуализация и обеспечение творческой преемственности наследия семьи Рерихов, его петербургских истоков и оснований в широком контексте единства российской и мировой культуры как стратегического ресурса социокультурного развития и потенциала будущего.

Задачи и приоритеты :

- обеспечение преемственности в выявлении, сохранении, изучении наследия семьи Рерихов, их культурного окружения, современников 
-научное и художественное освоение рериховского наследия и его популяризация 
-создание условий для широкого ознакомления с жизнью и творчеством семьи Рерихов, их петербургскими истоками
- содействие восстановлению российских духовных и культурно-исторических традиций; утверждение принципов этики в научном и художественном творчестве и иной жизнедеятельности.

Виды деятельности:

- учётно-охранная
- экспозиционно-выставочная
- научно-исследовательская
- культурно-просветительская.

Профиль Музея –

Мемориально-художественный, научно-просветительский и культурно-информационный центр.

Концепция музея нашла своё выражение в приведённой ниже Организационной структуре (Табл.1), продолжающей наполняться содержанием до настоящего времени:

Таблица 1.

НАУЧНО-ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ОТДЕЛ

- Мемориальная экспозиция
- Художественная экспозиция подлинников Н.К. Рериха, С.Н. Рериха и мастеров “Серебряного века”
- Мемориальное собрание С.С. Митусова
- Экспозиция произведений современного искусства
- Сектор образовательных программ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Научно-исследовательские направления

- историко-архивные и археологические исследования 
- восточные исследования 
- комплексные гуманитарные исследования (философия, культурология, искусствоведение, этика, право)
- естественнонаучные исследования и математические методы
- Лаборатория ИТ 
- Редакционно-издательская группа

ОТДЕЛ ФОНДОВ

- Сектор учёта и каталогизации
- Научный архив
- Научная библиотека

АДМИНИСТРАЦИЯ

Дирекция
Бухгалтерия и ОК
Отдел эксплуатации
Отдел развития и перспективного планирования

ФИЛИАЛЫ

Вышневолоцкая научная база
Музей Школы К.И. Мая

ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ

***

25 октября 2004 года Межведомственный музейный совет Санкт-Петербурга рекомендовал Комитету по культуре принять предложение Фонда «Рериховское наследие» о передаче Музея-института семьи Рерихов в ведение городских властей и реорганизации его в государственное учреждение.

Эта реорганизация предусматривает для Музея-института семьи Рерихов в СПб смену организационно-правовой формы (далее – ОПФ) с «некоммерческое учреждение культуры» (далее – НУК) на «государственное учреждение» (далее – ГУ). Такой выбор соответствует Федеральному закону о Музейном фонде и музеях РФ и является наиболее естественным и благоприятным в сложившихся условиях, ибо не предполагает существенной и поэтому затратной перестройки структуры музея и изменения базовой концепции. Именно такая ОПФ является наиболее оптимальной для достижения вышеперечисленных целей и, в частности, не приведёт к изменениям в целевом использовании объектов недвижимости, уже переданных в ведение Музея-института семьи Рерихов.

Главным предполагаемым результатом работы в 2005-2006 гг. является переход к стабильному развитию Музея-института семьи Рерихов как санкт-петербургского ГУ. К концу вышеуказанного 2-хлетнего периода, в частности, будет

- выполнен и согласован проект реконструкции, реставрации и приспособления музейного здания (18-ая линия ВО, д.1, литер А – бывш. дом акад. М.П. Боткина) под нужды Музея

- полностью выполнен комплекс противоаварийных работ в указанном здании
- выполнена согласованная часть ремонтно-реставрационных работ 
- окончательно решён вопрос о передаче музейного здания, ныне находящегося у музея в аренде, в безвозмездное пользование или оперативное управление
- полностью сформирован и оптимизирован штат музея
- отрегулирована организационная структура музея, его филиалов и подразделений
- проведены 2 ежегодных международных конференции «Рериховское наследие», тематика и работа которых традиционно нацелена на развитие и становление музея
- открыты 2 постоянные мемориально-художественные экспозиции в здании музея
- осуществлён крупный международный межмузейный проект «Рериховский век», сопутствующими результатами которого станет пополнение основного и научно-вспомогательного фонда музея, корректировка его научной и экспозиционной программы, установление долговременных прямых связей с другими музея в Росси и за рубежом
- произведена регистрация оставшейся части музейных фондов в Музейном фонде РФ

Общие перспективы и параметры развития музея на более длительный срок содержатся в положениях и расчётах Программы развития Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге на 2005-2008 гг., которая после передачи музея в ведение Комитета по культуре потребует уточнения и дополнительного согласования.

В настоящее время ведётся работа с Министерством культуры и массовых коммуникаций и депутатами Государственной Думы по привлечению средств Федеральной адресной инвестиционной программы, а также средств частных инвесторов для выполнения работ по реконструкции и приспособлению музейных помещений. Для этого требуется скорейшее решение вопроса о закреплении арендуемого здания за Музеем-институтом семьи Рерихов в СПб на праве оперативного управления с согласованием права музея передавать часть используемых площадей для их использования инвесторами.

Ключевой особенностью Программы развития является предполагаемое и фактическое планомерное участие в решении её задач таких крупных научно-образовательных и художественных центров как Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный Эрмитаж, Российская национальная библиотека, Государственный музей Востока, Государственный Русский музей, СПбХУ им. Н.К. Рериха и др., а также рериховских музеев в России, США и Индии.

Реорганизация Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге в государственное учреждение закрывает полувековую проблему культурной жизни Санкт-Петербурга и восстанавливает историческую справедливость, обеспечивая условия сохранения и государственной защиты особо значимого для российской и мировой культуры наследия Н.К. Рериха, его семьи и культурного окружения. Она является закономерным итогом многолетней работы специалистов различных профилей и новым этапом комплексного изучения и творческой преемственности многообразного художественного, научного, философского, правового, литературного, педагогического и общекультурного наследия семьи Рерихов как целостного явления петербургской культуры в контексте культуры России и мира.

Тем самым будут созданы начальные условия для планомерных и систематических научных исследований по всему спектру творческой деятельности семьи Рерихов и связанной с нею научной проблематики, а также для широкого ознакомления петербуржцев и гостей нашего города с жизнью и творческим наследием Н.К. Рериха и его семьи, их петербургскими истоками, культурным окружением и контекстом эпохи. Будет сформирована основа для координации и объединения усилий по сохранению и использованию в интересах города и страны Рериховского наследия как важного фактора и потенциала культурного строительства и укрепления культурного образа Санкт-Петербурга и России. Всё это послужит оптимизации и совершенствованию работы государственных органов с общественными организациями и группами т.н. «рериховской» направленности, в чём, в частности, состоит уникальность социальной функции Музея-института семьи Рерихов.

В результате ведущихся преобразований возникнут дополнительные возможности для восстановления и актуализации культурного потенциала и имиджа такого исторически важного района Санкт-Петербурга, как Васильевский остров, с его уникальными научными и образовательными и художественно-просветительскими традициями.

Источники финансового обеспечения образуют комплекс, адекватный комплексу решаемых данной реорганизацией задач, предусматривающих, в частности, использование средств из бюджетов федерального и регионального уровня, негосударственных некоммерческих организаций, а также средств частных инвесторов. Нарушение скоординированности этого комплекса крайне осложнит достижение обозначенных целей.

Важнейшей особенностью Музея-института семьи Рерихов является его центральное положение в структуре развиваемой в настоящее время Программы сохранения Рериховского наследия в Северо-Западном регионе. Основные положения и параметры реорганизации Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге в государственное учреждение с его передачей в ведение Комитета по культуре свидетельствуют об оптимальности соотношения между намеченными целями, предполагаемыми результатами, путями, срокам и затратами, необходимыми для их достижения.

2005 г.


[1] Н.К. Рерих.

[2] Марат Гельман. Музеи в России и механизм культурной политики // http://azbuka.gif.ru/important/guelman-museums-cult-polit.

[3] Н.К. Рерих.

[4] Н.К. Рерих. Врата в будущее. Рига, 199*. С. ***.

[5] А.А. Бондаренко. Музей Н.К. Рериха в Петербурге. История и перспективы.

[6] В.Л. Мельников.

[7] Ю.Ю. Будникова. От артефактов эпохи до мемориального собрания // В сб.: Музей как феномен современной культуры.

[8] Подробнее см.: ссылки 6 и 7.

[9] См.: Отчёт Музея-института семьи Рерихов в СПб о деятельности в 2001-2002 гг.

Eye просмотров: 194