Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:
05.12.2009

Религиоведение в свете некоторых направлений исследований семьи Рерихов

Религиоведение в свете некоторых направлений исследований семьи Рерихов

Если задуматься над той обширной и разнообразной научной и творческой деятельностью, которую вела семья Рерихов в лице художника и мыслителя Н.К. Рериха, его жены просветительницы Е.И. Рерих и их сыновей востоковеда Ю.Н. Рериха и художника и общественного деятеля С.Н. Рериха, мы должны будем констатировать тот факт, что все они, в той или иной форме, на протяжении, можно сказать, всей жизни занимались тем, что мы могли бы сегодня отнести к сфере внимания религиоведения. Сначала это был страстный интерес к древнейшим верованиям, славянским, скандинавским и еще более ранних, доисторических эпох, что выразилось в занятиях археологией Н.К. Рериха, а вместе с тем – глубокое проникновение в суть православия (художником в начале века было расписано несколько церквей); затем, после переезда в Америку был внимательнейшим образом изучен религиозный мир индейцев Юго-Запада (во время поездки семьи Рерихов в Санта- Фе и по Большому каньону). Потом, как всем известно, было глубочайшее осмысление религий Индии, Тибета, Монголии, Китая. Прежде всего, это, конечно, буддизм (книга Е.И. Рерих «Основы буддизма» в настоящее время используется в качестве учебника в буддийских школах на территории Индии, возглавляемых тибетскими монахами; «Голубые анналы» Ю.Н.Рериха – самый полный в отечественной тибетологии труд по истории буддизма в Тибете), но не обойдены вниманием были и конфуцианство, и индуизм. Чем бы ни занимались Рерихи, о чем бы ни писали (все четверо), для них всегда было характерно проникновение в суть предмета. Направления исследований, указанные и заданные Рерихами, дают обширный материал, позволяющий делать некоторые выводы о сущности религий и об актуальных задачах, стоящих сегодня перед религиоведением.

Действительно жизненная задача сегодня – сделать существование современного человека менее механистичным, менее неврастеничным, более укорененным в бытии. Проблемы жестокости, насилия, неумеренной погони за материальными благами уходят корнями в притупление тех чувств и органов в человеке, которые давали ему вполне реальные чувства радости, сбалансированности, ощущения связи со всем живым. Веками развитие этих способностей было прерогативой религий. Именно религия позволяла человеку ощутить связь с ритмами Вселенной, войти в более глубокие слои существования, она в прямом смысле лечила тело, душу и дух человека. И сегодня религиозные практики могут дать пищу для размышлений и для использования в работе врачей, педагогов, психологов и многих других. Более того, единственно правильной постановкой вопроса нам кажется именно религиозный подход к решению проблем данных наук. Сначала требуется структурирование сознания, позволяющее целостно подходить к проблеме человека, бытия, жизни и смерти, знания, сознания, а потом уже следует применять конкретные методики, наполнять сформировавшиеся структуры специфическим содержанием применительно к той или иной сфере человеческой деятельности.

Очевидно, что большое количество деструктивных факторов в современной жизни и агрессивно-эксплутационное отношение к природе имеют своим истоком отсутствие как внутренней гармонии в человеке, так и отсутствие понимания в обществе и в науке законов гармонии, на которых строится космос, макро- и микро-. Именно это понимание давали религии наиболее адекватным для той или иной эпохи и области образом, и они же учили обретению внутренней гармонии. Священнослужители, которые, конечно, нередко извлекали выгоду из своего привилегированного положения, в большинстве своем все же выступали в роли просветителей своего ближнего окружения относительно подлинной природы человека. Главным пафосом деятельности всех членов семьи Рерихов было нахождение золотых зерен подлинных знаний о мире и человеке в разных культурах, которые до недавнего времени интегральной своей частью имели религию, более того, базировались на знаниях и методах, даваемых религией. Жаль, что огромное количество людей в настоящее время судят о разных мировых религиях по внешним признакам, часто непривычным, а также по специфическим явлениям, сопровождающим любое религиозное течение и являющимся плодами вырождения мысли и поведения. Конечно же, когда мы говорим о роли религии в жизни, мы должны иметь в виду здоровые, глубокие тенденции религий, а не узколобый фанатизм или недалекость отдельных личностей. Все разговоры о лучшем будущем останутся пустой болтовней, если мы не будем как ученые изучать материальные условия для развития человеческого сознания. Говоря о материальных условиях, мы должны иметь в виду и более тонкие виды материи, а именно материю чувств и материю мыслей. На знании и понимании этих условий развивались все без исключения религии мира. Современная эпоха, начиная с «просвещенного» XVIII века, создала искусственное разделение между знаниями, получаемыми эмпирическим путем, и теми, которые даются религией. Первые заняли у нас место абсолютных, тогда как вторые признаются «по желанию». Но на самом-то деле речь идет о разрушительных тенденциях в моральной сфере жизни, ибо всё, что пока что наука не может «пощупать» и «понюхать», оказывается несуществующим, а, следовательно, несущественным. Плоды этого – непрерывные кризисы, которые сотрясали человеческое сообщество весь ХХ век, и угроза которых остается, а кое в чем и возрастает. Наши великие соотечественники Рерихи были одними из первых деятелей культуры в прошлом веке, кто громко и настойчиво указывал на пагубность такого разделения и призывал искать корни физических проблем на духовном плане, ибо три состояния материи, о которых уже упоминалось выше, едины и взаимозависимы. Проблем терроризма, жесткости и бездушности, разных видов наркомании не решить без осознания того, что они зарождаются на других планах бытия и ими же питаются и усиливаются. А оттого не только человеческое счастье, но и само будущее человечества зависит от сознательной духовной и душевной работы, формы и содержание которой разрабатывались религиями на протяжении тысячелетий. В наши дни некоторые отрасли науки начинают оперировать понятиями тонких миров, океана Сознания. К ним, прежде всего, относится трансперсональная и некоторые другие виды психологии. С тонкими планами работают экстрасенсы, тренеры различных йогических и иных практик, а также многие другие. Однако, в отличие от религий, все эти виды деятельности не могут подняться до решения общечеловеческих проблем, ибо они не учитывают в качестве первичного того фактора, на котором строят свою образовательную и воспитательную деятельность религии, а именно последовательность методики для комплексного развития и исцеления личности: очищение тела и сознания, самоотверженность, воспитание чувств и воли, развитие сердца, структурирование сознания, а затем уже попытки контакта с Тонким и Огненным мирами, которые таят в себе столько же потенциальных возможностей, сколько и опасностей. Исторические судьбы религиозных учений были очень разными, какие-то аспекты общего знания законов, управляющих жизнью, оказались более развитыми в одних странах и частях света, другие – в других, какие-то подверглись искажениям. Современная задача образованной части общества – собрать фрагменты единого знания и использовать их все на общее благо, каковым, прежде всего, является развитие сознания и обретение более глубокого ощущения бытия. Оставленное нам Рерихами учение Живой Этики служит именно этим целям.

Eye просмотров: 201