Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Выставка «Пути Благословения. Живопись Николая и Святослава Рерихов из собрания Государственного музея Востока в экспозициях Музея-института семьи Рерихов»

27.12.2019 - 08.01.2022


3D-тур выставки «Пути Благословения. Живопись Николая и Святослава Рерихов из собрания Государственного музея Востока в экспозициях Музея-института семьи Рерихов»


Видеоэкскурсия по экспозициям «Восточный кабинет» и «Пути благословения. Живопись Н. и С. Рерихов».

В залах Музея-института семьи Рерихов начала работу экспозиция «Пути благословения. Живопись Николая и Святослава Рерихов из собрания Государственного музея Востока».

Художественное наследие Николая и Святослава Рерихов в собрании Государственного музея искусства народов Востока представляет собой одну из крупнейших коллекций живописи этих художников в мире. Их произведения, посвящённые России, Центральной Азии и Индии, а также сюжетные полотна, пейзажи и портреты представлены в составе нескольких тематических экспозиций Музея-института, прежде всего, «Рерихи и Петербург», «Восточный кабинет» и «Рерих-археолог». Отдельный зал занимают пейзажи Николая и Святослава Рерихов, содержательно связанные с маршрутом Центральноазиатской экспедиции Н. К. Рериха и другими путешествиями Рерихов.

В целом, экспозиция представляет собой своеобразное художественное повествование о путешествиях по неисхоженным, а зачастую и неизведанным путям прошлых, настоящих и будущих времён.

Эти пути не нанесены на географические карты и их описания не включены в путеводители, выходящие массовыми печатными и электронными тиражами. О них говорят вполголоса в тесных кельях, разворачивая старинные тайные книги, или понижают голос до шёпота у караванных костров. И когда затихает округа можно слышать эти шепоты пустыни.

Сокровенным твердыням и пýстыням и пустыне тишайшей посвящал Н. К. Рерих многие свои исследования и размышления, картины и писания. В них он находил истоки путей вдохновения и творчества, начала путей великого энтузиазма и достижений духа. Он называл их путями радости сознания, путями света и творчества, путями красоты и знания, путями рождения искусства, наконец, путями благословения и нового мира.

«И придёт новый путь красоты и мудрости. Лучшие сердца уже знают, что красота и мудрость – не роскошь, не привилегия, но радость, сужденная всему миру на всех ступенях достижения. Лучшие люди уже понимают, что не твердить только они должны о путях красоты и мудрости, но действенно вносить их в свою и общественную повседневную жизнь. […]

И среди развалин людских условностей уже возникает новая жизнь. […] Новый мир идёт!», – пишет Н. К. Рерих в 1921 году в Санта-Фе, – уже пройдя дорогами русской старины и каменного века, путями древних волоков и сурового севера, где смывали воды тяжкие следы нашествий род на род и зарождались великие пути из варяг в греки и персы, где дышит седая старина, едва прозреваемая нами сегодня.

Рерих призывал помнить, что «таинственная прелесть искусства – его убедительность – кроются в путях его возникновения». «Откуда придет, на том языке и говорить будет. В таинственных обобщающих путях искусства есть тот международный язык, который свяжет все человечество».

Он призывал идти этим простым путём света и творчества и сам уверенно шёл по нему, открывая его другим, открывая пути самоотверженного познания и свободного искусства, подвижнического служения культуре и благу.

Так и мы, следуя логике повествования нашей экспозиции, можем оттолкнуться от туманного прошлого археологических прозрений и отправиться в храмы и келии древних монастырских твердынь, где хранят мудрые старцы доверенные им частицы сокровища мира – великой мудрости, знания и силы. В молитве и труде несут они священный дозор, несут гармонию и красоту в жизнь окружающих, устремлённым людям дарят образцы великого искусства в строительстве, живописи, музыке и духовной науке, каждого устремившегося в путь учат самонужнейшему.

Только самое нужное берёт в путь одинокий всадник, покидая ротонду храма древней твердыни. И только он – мудрый наставник его – будет знать всё, и только она – хранительница и вдохновительница его – пошлёт с высокой стены напутственный взгляд, полный заботы и любви.

И будут знойные пески и холодные камни пустыни, пересохшие русла и скудный кустарник, и дожди, и ветры, и снежные метели… И колышущиеся тени, и звериный вой… И жуть, и усталость… И звезды, и тишина… И знаки… Знаки пути. Священные знаки

Путями благословения

 

Он пройдёт перевалом царей

Между горных столбов на высоты.

На седой седловине у скал

Он найдёт… И продолжит свой ход

 

В облака поднебесных морей,

Где вершин поднебесные соты

Собирают небесный нектар

И питают рождение вод.

 

Там в изломах незримых границ

Обитает урочище тайны…

Когда позванный путник придёт,

Отворится завещанный створ.

 

Здесь не будет неузнанных лиц

И прохожих нежданно-случайных.

Будет светел и радостен вход,

Будет счастья исполненный взор.

 

На просторах тех райских земель

Краски ярче наземных и звонче.

Обертоны у чистых тонов

Не имеют подобий земных.

 

На горе силуэт. Цитадель.

И дорога - привольною рощей,

Где деревья Страны сути снов

Шепчут тайну живее живых…


«Благословенные ведут нас этими путями», – говорит нам Н. К. Рерих. – «[…] Руководители жизни творят неусыпно. […] Одинокие люди, разделенные горами и океанами, начинают мыслить о соединении элементов, о творческой гармонии. И мысли единства пролетают над миром. Молодежь уже пишет на своем трудовом щите:

«Cor Ardens» recognizes art as the universal medium of expression and evidence of life. It realises the phenomenon that ideals in art manifest themselves simultaneously in all parts of the world and therefore acknowledges the creative impulse irrespective of heritage. Art should be created with honest mind and from genuine necessity. Cor Ardens is a concrete move to bring together, at least in spirit sympathetic isolated individuals. We must walk the rising road of grandeur enthusiasm and achievement with all the power of our spirit».

Разве в этих словах не звучит победа духа? Разве хаос не открыл врата единения? Разве разъединенные физически души не начинают понимать друг друга на языке высшего благословения?»".

Eye просмотров: 1364