Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Проект "Герои Культуры" - к Дню Музеев

16.05.2020 - 01.06.2020

Наряду с военными героями, встали и герои труда, приложившие силы свои для славной победы. А с ними трудились и герои Культуры – спасители народного достояния. И среди них окажется множество безвестных героев, озабоченных охраною Культурных сокровищ. О многих из них мы уже слышали, но множество еще не могло быть отмечено.

Н.К. Рерих. Герои. 24 декабря 1944

В юбилейный год 75-летия Великой Победы и 85-летия Пакта Рериха Музей-институт семьи Рерихов представляет вниманию зрителей медиапроект "Герои Культуры". Три медиавыставки, посвященные семье Митусовых, художникам А. Громову и Ю. Нашивочникову, основанные на документах военного времени, хранящихся в фондах музея-института, расширяют наше представление о судьбах и делах русской интеллигенции в годину всеобщих испытаний.

Идея проекта родилась пять лет назад. «Герои Культуры» задуманы как серия выставок о тех, кто потрудился для развития, процветания и сохранения русской культуры. Проект посвящён деятельности представителей русского общества по созданию и укреплению музейных собраний, возвращению забытых имён, и, в целом, сохранению лучших образцов российской культуры в разных её проявлениях.

Первыми в ряду этих Героев следует назвать семью Митусовых. Аристократическая по своему происхождению и менталитету, она унаследовала лучшие традиции русской дворянской интеллигенции.

С. С. Митусов – двоюродный брат и близкий друг Елены Ивановны Рерих, сотрудник и соратник Н. К. Рериха, ученик Н. А. Римского-Корсакова и А. Ф. Лядова, товарищ Римских-Корсаковых-младших и И. Ф. Стравинского.

На протяжении четырёх десятилетий Митусов являлся живым участником культурной жизни Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Он был пианистом, хормейстером, знатоком музыки, живописи, театра, музыкальным педагогом и теоретиком, поэтом. После того как в 1917 году Рерихи оказались за пределами Родины, семьи Рерихов и Митусовых оставались тесно связаны и духовно, и творчески, и материально. Митусов был страстным сторонником и проводником идей Рериха со времени их возникновения и становления. С. С. Митусов и его семья сохраняли для будущего наследие уходящей эпохи, её культуру, её неповторимый дух.

В семье Степана Степановича почти чудом сохранились реликвии семьи Рерихов – мемориальные предметы, рукописи, картины, старинные книги. Самым суровым испытанием для собрания стала Великая Отечественная война. Некоторые книги, картины и предметы мебели погибли в годы блокады. Но самой большой утратой стала, конечно, смерть пятерых из семи членов большой семьи Митусовых. Оставшиеся в живых сёстры Людмила Степановна и Татьяна Степановна Митусовы приняли эстафету хранителей рериховского наследия.

Медиавыставка «Митусовы – хранители рериховского наследия и петербургских традиций» даёт возможность познакомиться с тружениками, которые своей жизнью оставили нам образцы стойкости убеждений, высоты духа, особого «состояния сердца». Несмотря на тяготы внешней жизни, они смогли сохранить вектор устремлённости своей души, творческое отношение к жизни. А главное – они сумели «зажечь» стремлением к красоте многие и многие сердца, смогли передать эстафету культурного созидания следующим поколениям.

Александр Александрович Громов (1886—1956) – художник и педагог, участник Первой мировой войны, переживший самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов и участвовавший в воссоздании жемчужины дворцово-паркового ожерелья северной столицы – Павловска, варварски разрушенного нацистами. К сожалению, его имя мало известно широкой публике, несмотря на то, что произведения этого талантливого мастера хранятся в ведущих музеях России и зарубежья.

Он переехал в Петербург из Ярославской губернии, художественное образование получил в Академии художеств и Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств под началом Н. К. Рериха; в этом же учебном заведении (носящем уже другие названия) позднее стал преподавать.

Александр Громов особенно много работал в области графики, был заинтересованным педагогом. Он иллюстрировал книги, в том числе детские, для которых составлял развивающие игры и головоломки; оформлял периодические издания, плакаты, создавал эскизы для Ленинградского фарфорового завода; ученики Художественно-педагогического училища (преемник Рисовальной школы ИОПХ) и других заведений, где преподавал А. А. Громов, с теплом и благодарностью вспоминали его уроки.

Являясь членом Ленинградского Союза художников и сотрудником Отдела искусств и памятников старины, Александр Громов участвовал в работах по описанию, копированию и сохранению монументальной живописи Новгородских церквей, занимался реконструкцией ткацких станков народов Востока в Эрмитаже. В этом ему помогли знания, полученные ещё в годы обучения у Н. К. Рериха, который особенно стремился развить в учениках не только понимание важности сохранения культурного наследия, но и конкретные навыки в этой сфере. Во время блокады Ленинграда А. А. Громов оставался в городе до февраля 1942 года, затем был эвакуирован. Он вернулся летом 1944 года, уже в июле приступив к важнейшей работе: после освобождения Павловска от немецкой оккупации, дворец и парк, лежавшие в руинах, нуждались в восстановлении. Художник посвятил этому делу многие годы, принимая личное участие в архитектурных обмерах, зарисовках и фиксации художественного ансамбля Павловска. Рядом с ним трудилась его жена, Наталья Ивановна Громова, научный сотрудник Павловского дворца-музея.

В 2008 году Музей-институт семьи Рерихов представлял значительную часть творческого наследия А. А. Громова на его персональной выставке в рамках выставочного цикла «Н. К. Рерих и художники Императорского Общества поощрения художеств» проекта «Н. К. Рерих. Круг жизни. Санкт-Петербург». В Музее-институте семьи Рерихов хранятся многочисленные документальные свидетельства его жизни и профессиональной деятельности в военные годы, которые представляются зрителю в медиапрезентации проекта «Герои культуры».

Юрий Алексеевич Нашивочников – художник, скульптор и педагог, ветеран Великой Отечественной войны. Он является членом Академии педагогических наук, входит в профессиональный творческий союз «Товарищество "Свободная культура"». В 2005 году стал лауреатом международной премии им. Н. К. Рериха в номинации «Достижения в области художественного творчества».

Юрий Алексеевич родился в 1922 году, обучался на скульптурном факультете института им. И. Е. Репина, где занимался в мастерской А. Т. Матвеева. Особую роль в его жизни сыграло знакомство с преподавателем изостудии в ДК им. В. П. Капранова живописцем О. А. Сидлиным. Вокруг этого талантливейшего мастера и педагога впоследствии образовалась группа художников-единомышленников, называемая ими «Школа Сидлина». Вместе с ними Юрий Нашивочников основал в 1992 г. Школу «Храмовая Стена», в 2004 г. – Школу «Космическая гармония». Творческие принципы и жизненные идеалы участников этих объединений были близки тому, чем жили и к чему стремились семьи Рерихов и Митусовых. Л. С. Митусову, основательницу Музея-института семьи Рерихов, связывали тёплые дружеские отношения с художниками «Храмовой стены». В фондах музея хранятся подаренные ими Людмиле Степановне произведения. В 2017 году к 95-летнему юбилею мастера в стенах Музея-института прошла выставка «Скрижали», на которой были представлены работы Нашивочникова и его школы. Юрий Алексеевич передал в дар музею-институту большую коллекцию своей графики.

Великой Отечественной войне Ю. А. Нашивочников отдал три года жизни, с 1941 по 1944, будучи военным фельдшером в звании лейтенанта медицинской службы. Он принимал участие в боевых действиях 2-го Белорусского фронта и после полученных в бою ранений был демобилизован. Музей-институт семьи Рерихов хранит в своих фондах несколько рисунков, выполненных художником в военные годы. Ломаные, разорванные линии, нерадостные сюжеты, размышления о ценности и одновременной хрупкости прекрасного, напряжение и печаль свойственны этим беглым работам. Некоторые из них непосредственно посвящены войне, тематика других кажется отвлечённой («Вечность», «Моцарт», «Восток»), но общее тревожное настроение, созвучное времени, объединяет их в один ряд.

Eye просмотров: 346