Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Выставка «Академик живописи М. П. Боткин. К 180-летию со дня рождения». (С 30 мая по 29 сентября)

30.05.2019 - 29.09.2019


3D-тур выставки «Академик живописи М. П. Боткин. К 180-летию со дня рождения»

Экспозиция является первой персональной выставкой художника, коллекционера и общественного деятеля Михаила Петровича Боткина (1839—1914).

Ранее, в основном при жизни художника, его картины участвовали в многочисленных академических и всемирных выставках. Нынешняя - проходит в особняке М. П. Боткина, купленном им в 1883 году, и располагается в «святая святых» – в его мастерской. Для её устройства сразу же после покупки дома Боткин поручил архитектору А. К. Бруни надстроить мансарду. Будучи очень занятым человеком, М. П. Боткин находил отдохновение в живописи. Нужно отметить, что живописью Михаил Боткин занимался параллельно с масштабной общественной и коммерческой деятельностью, а также с коллекционированием. Он писал: «главное, что хорошо, это моя мастерская, я туда как в Рим уезжаю, и работается удивительно приятно».

М. П. Боткин попробовал себя в исторической, портретной, жанровой, натюрмортной и пейзажной живописи. Все эти направления показаны на выставке. Историческая живопись представлена несколькими работами: «Вечерня в церкви Св. Франциска в Ассизи», «Скорбящая Богоматерь» и «Концерт для выздоравливающей». На портретах изображены представители семьи Боткиных: Сергей Петрович, Анастасия Александровна, Анна Петровна, Екатерина Никитична, Любовь Михайловна Боткины, а также зять Боткиных - Иван Васильевич Щукин. Есть и изображения неизвестных лиц. Пейзажная живопись показана итальянскими этюдами и этюдом «Пейзаж с церковью»; Также выставлены две знаковые картины М. П. Боткина – «Старовер» и «Антиквар», которые художник писал с небольшими вариациями по несколько раз каждую. Не менее разнообразны техники и материалы, которые М. П. Боткин использовал при создании своих произведений. Он писал графитным и итальянским карандашами, тушью, акварелью и масляными красками по дереву, по картону и по холсту, делал офорты.

Партнёрами Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов, предоставившими свои предметы, стали Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Государственный музей истории религии, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей, Библиотека Российской академии наук, Институт русской литературы Российской академии наук (Пушкинский дом), а также частные коллекционеры Санкт-Петербурга.

Куратор выставки Елена Бакалдина:

Это действительно первая персональная выставка Михаила Петровича Боткина. Не было их и до революции, хотя он был участником многих представительных выставок в России и за рубежом, в том числе и Всемирных, представлял отдельные произведения. Мы сегодня воспринимаем Михаила Петровича как коллекционера, настолько известны его великолепные собрания предметов эпохи возрождения, эпохи античности, древнерусских вещей, картин А.А. Иванова. В результате, занятия Боткина живописью отошли в сознании искусствоведов на второй план. Выставка уникальна тем, что представляет многие жанры: историческую живопись, пейзажи, портреты. Это очень интересно, так как можно увидеть изображения членов его семьи. Представлен малоизвестный портрет брата художника – выдающегося врача Сергея Петровича Боткина в молодости. Есть портреты его ближайшего окружения, например, друга, художника Александра Рицони, есть пейзажи, один натюрморт. Из изюминок выставки можно упомянуть две знаковые для Боткина работы, привезенные из Третьяковской галереи – "Старовер" и "Антиквар". Эти сюжеты он писал несколько раз по просьбам коллекционеров, с разными вариациями. Можно обратить внимание на картину из Музея истории религии – "Скорбящая Богоматерь". Тема была очень близка Михаилу Петровичу, у него есть несколько работ, написанных на этот мотив. Впоследствии он настолько проникся религиозной темой, что даже расписал несколько иконостасов, но иконы числятся пропавшими. Выставка проходит в «святая святых» Михаила Боткина – в его мастерской. Для ее устройства сразу же после покупки дома Боткин поручил архитектору Александру Бруни надстроить мансарду, так как особняк изначально был двухэтажным. Живописью Михаил Боткин занимался параллельно с масштабной общественной и коммерческой деятельностью, а также с коллекционированием. Он находил отдохновение в занятиях творчеством. На данный момент нам известно более 500 работ Михаила Петровича по названиям или по изображениям. Недавно были атрибутированы альбомы семьи Боткиных, хранящиеся в Угличском государственном историко-архитектурном и художественном музее; среди них был альбом, полностью составленный из фотографий картин М.П. Боткина, в том числе и ранее неизвестных специалистам. Это позволяет надеяться на новые открытия. Поскольку М.П. Боткиным, как художником долгое время не занимались, его творчество не изучено. Мы надеемся, что данная выставка подтолкнет исследователей к изучению художественного наследия Боткина, показу его произведений на выставках и в постоянных экспозициях.

 

Eye просмотров: 1843