Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Выставка «Незабытые. Творчество художников-фронтовиков Ростислава Тронина и Олега Карташова» (до 11 ноября)

22.06.2018 - 11.11.2018


3D-тур выставки «Незабытые. Творчество художников-фронтовиков Ростислава Тронина и Олега Карташова»

Художники Р. В. Тронин и О. В. Карташов – мужья сестёр Митусовых, двоюродных племянниц Е. И. Рерих. Ростислав Владимирович Тронин – супруг Л. С. Митусовой, талантливый график, ученик И. Я. Билибина. В 1941 году Ростислав ушёл на фронт, чтобы больше не вернуться. В боях погиб и муж старшей сестры Л. С. Митусовой, Златы, художник Олег Всеволодович Карташов (ученик В. В. Стерлигова). Экспозиция показывает творческий путь художников, трагически оборванный войной. Произведения Тронина и Карташова отражают две пластические системы, сложившиеся в отечественном искусстве в начале XX века, две интерпретации окружающего мира. Первая реалистично передает образ, а вторая, следуя экспериментам художников-авангардистов, обобщает и трансформирует его. Тонкие и изысканные графические листы Ростислава Тронина, ученика Академии художеств (с 1933 по 1944 гг. она называлась ЛИЖС, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры), последователя творческого метода И. Я. Билибина, переносят нас в романтический мир русской литературы и восточной экзотики. Как и И. Я. Билибин, Тронин бережно относился к материальному миру изучаемой эпохи, внимательно передавая костюмы Позднего Средневековья или орнаменты персидской миниатюры, привнося в создаваемые им образы юмор и оттенок театральности, игры.

Олег Карташов, следуя урокам В. В. Стерлигова, экспериментирует с выразительными средствами художественного языка, в своих работах он обобщает формы природы, усиливает контрасты. Как и многие авангардисты, Карташов обращается к мотивам быта, передавая через образы повседневности красоту окружающего мира.

На выставке представлены живописные и графические работы художников, фотографии и редкие документы из собрания музея-института.


Директор Музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко:

"Олег Карташов и Ростислав Тронин погибли на фронтах в первые же месяцы войны, не дожив и до тридцати. Один тяготел к более абстрактным формам в искусстве, другой продолжал линию «мирискусников» и стал одним из последних учеников Ивана Билибина. Художники были мужьями сестер Митусовых - Златы и Людмилы, двоюродных племянниц Елены Ивановны Рерих. Сестры Митусовы сохранили во время войны и блокады не только творческое наследие своих супругов, своей семьи, которая воплощала все лучшее, что было тогда в культурной жизни города, но и мемориальное собрание Рерихов, которое легло в основу созданного в Петербурге музея. И наш музей хранит уникальное мемориальное собрание Рерихов, семьи Митусовых, но мы является и блокадным музеем. У нас хранится множество документальных свидетельств той поры. Так, у нас есть переписка Людмилы Степановны Митусовой и ее мужа Ростислава Тронина первых месяцев войны. Он с передовой пишет ей стихи, утешительные письма. Это представлено на выставке. А Людмила Степановна ходила к нему на передовую, которая была в то время в Агалатово и сохранились ее воспоминания об этом. Загадочна смерть Ростислава Тронина. Пришла похоронка, что он погиб в боях, но позже появился документ, что он умер от голода. Это не давало покоя Людмиле Степановне всю жизнь".

Куратор выставки Анна Савкина:

"Творчество художников - ярко и многогранно. Ростислав Тронин погиб в январе 1942, ему было 29 лет. В боях, в августе 1941 погиб и Олег Карташов, ему было 26. Они были очень молоды, но уже сложившимися на тот момент мастерами. Работы Олега Карташова экспонировались в Русском музее, они были переданы на временное хранение. Тронин был романтиком, несколько отрешенным от мира. Он приглашает нас в мир красоты и идеалов прошлого. Так, на выставке представлены игральные карты. Все масти - герои прошлого: средневековые самураи, герои комедии дель-арте. Даже его автопортрет - в образе Онегина".

Стихи Ростислава Тронина, написанные на фронте, говорят о любви к жизни, он восхищается красотой мира, рассказывая о быте на передовой.

«Холмы и группы тёмных елей,
И вереск блёкло-алый,
Вдали заметен еле-еле
Шпиль крепости Петра и Павла.
Там город наш!
Оттуда к нам
Сторонкою украдкой приходят жёны:
Встревожены знакомые их лица.
И с былью мудрено сплетая небылицы
Они знакомят нас с последним бегом дней,
И про налёты говорят воздушных кораблей,
Про то, во что шпионы наряжены,
А больше говорят о нём или о ней».

Июль 1941.

«Как наклоняюсь я за редкой земляникой,
Спешу за солнечным я бликом
На колесе при быстром беге спиц,
Как комаров и их создателя кляня,
Поправ уставы и законы
В поту по пояс обнажённый
Копаю яму для жилья,
Иль, охраняя сон бойцов,
Хожу с винтовкой вдоль строенья
Любуюсь пёстрым опереньем
Неведомых лесных певцов,
Как я обедаю, как сплю,
На сквозняке под крышей редкой,
Иль в час досуга, ныне редкий,
Читаю Пушкина иль сплю».

Июль 1941

В письме он создаёт выразительный автопортрет:

«<…> Прошу Вас сохранить
Мой «светлый образ» в памяти своей,
Таким, каким я был иль есть:
Высокий чёрный и великий в лени, с лицом монгола,
Любитель книг, фарфора, мебели старинной…»

18 августа 1941

Вся выставка – рассказ о трагической судьбе двух неординарных художников, представителей ленинградской интеллигенции, чью жизнь перечеркнула война.

Eye просмотров: 528