Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Выставка «Величайший интуитивист эпохи»

23.09.2017 - 11.03.2018

3D-тур по выставкам «Величайший интуитивист эпохи» и «Из чудесных камней прошлого сложите ступени грядущего»

На выставке представлены картины Н.К. Рериха из фондов Музея Востока, Нижегородского художественного музея, Псковского архитектурно-художественного музея-заповедника, Музея искусств им. А.С. Пушкина, музея-заповедника «Петергоф», Русского музея. Также посетитель сможет увидеть редкие фотографии, документы и издания.

Выставка приурочена к 100-летию двух русских революций – Февральской и Октябрьской, ставших переломными событиями истории XX века. Темы грядущих изменений начали интересовать Н. К. Рериха ещё задолго до 1917 года. С 1912 по 1916 год художником были написаны картины «Пророческой серии». Показанные в самый разгар Первой мировой войны картины «Зарево», «Крик змия», «Град обречённый», «Короны» и другие, произвели на зрителей ошеломляющее впечатление. «Величайшим интуитивистом» назвал Н. К. Рериха А. М. Горький.

Алексей Бондаренко, директор музея-института семьи Рерихов: "Причиной назвать выставку именно так послужило то, что не только Горький отмечал пророческий дар Николая Константиновича. Стоит взглянуть хотя бы на картину "Ангел последний", где Ангел с мечом стоит на фоне горящих и разрушенных городов. Вскоре весь мир заполыхал в пожарищах войн и революций. Рерих и Горький после февральской революции вместе работали в комиссии по культурному наследию и Горький, несомненно, опирался на позицию Рериха, когда его комиссия обратилась к народу со знаменитым воззванием о необходимости защиты культурных ценностей во время революционных катаклизмов".

В середине 1930-х и в период Второй мировой войны художник вновь обратился к работе над картинами, которые по содержанию близки его произведениям Пророческой серии. Он снова повторил сюжет ранней композиции «Ангел последний», разработал несколько вариантов картины «Армагеддон», в которых полыхает зарево пожарищ и люди ищут спасения. Накануне и в годы Великой отечественной войны Н. К. Рерих создаёт полотна ярко выраженной патриотической направленности, объединённые в Героическую серию. В образах народных героев, богатырей, концентрирующих духовные и физические силы нации, художник видит мощь и опору в грядущих битвах. Образы Богатырской сюиты: «Святогор», «Настасья Микулична», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Партизаны» – не оставляют сомнений в изначальной уверенности Н. К. Рериха в победе России. Истоки этого оптимизма художник видит в истории страны, её культуре, национальных чертах характера народа. «Многое такое свершится, что даже заядлые враги содрогнутся и оценят достоинства русского народа», - пророчествует художник в статьях этого времени.

Виктория Шуршина, заведующая экспозиционно-выставочным отделом, куратор выставки: Впервые в Санкт-Петербург приехали картины Рериха из серии "Майтрейя". Они были привезены в дар Советской России в 1926 году, когда Рерихи посетили Москву. Полотна этой серии "Конь счастья", "Знамя грядущего", "Весть о новой эре", "Майтрейя-победитель" и другие полны предчувствий прихода новой эпохи. Необычная работа "Явление срока", посвящена Ленину. В её центре голова мудреца, увенчанная воинским шлемом. Таким Рериху видится образ русского Махатмы (Учителя), попытавшегося претворить в жизнь «величайшее учение в мире – учение об Общине». Картины этой серии попали к А.М. Горькому, затем были переданы в фонды Нижегородского художественного музея. Также у посетителей выставки есть редкая возможность увидеть в Петербурге ряд редко гастролирующих ранних картин Н.К. Рериха. Одна из них "Крик змия", созданная в 1914 году, прибыла из Пскова. Впервые из Музея им. А. С. Пушкина представлена и  картина "Зарево", написанная перед Первой мировой войной, полная трагических предчувствий.  Очень интересна по цветовой гамме практически неизвестная зрителю картина Н. К. Рериха "Легенды" из Музея коллекционеров ГМЗ "Петергоф". Она написана в 1920-е годы на основе впечатлений художника от Ладожских шхер, природы и эпоса Карелии. Громко звучат рериховскими пророчествами знаменитые картины "Ангел последний" и "Армагедон", сюжеты которых художник повторяет в своём всякий раз накануне переломных исторических моментов. 

Также посетитель сможет увидеть редкие фотографии, документы и издания.

/upl/event/images/1%285%29.jpg

Н. К. Рерих. Зарево. 1914. © Отдел личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Н. К. Рерих. Грозный (Ангел последний). 1942. © Государственный музей искусства народов Востока.

Н. К. Рерих. Граница царства. 1916. © Государственный музей-заповедник «Петергоф», Музей коллекционеров

Н. К. Рерих. Явление срока. 1927. © Нижегородский государственный художественный музей

Н. К. Рерих. Крик змия. 1914. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Eye просмотров: 878