Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:
16.08.2020

День рождения Юрия Рериха

Юрий Николаевич Рерих (1902-1960) – человек, обладавший уникальной судьбой и мощной творческой энергией, преобразованной им в плоды, лишь в некоторой степени воспринятые современниками и нынешним поколением.

В первую очередь, эти плоды относятся к науке, в то время как они относятся и к “другому пути” познания, на который неоднократно указывал Ю.Н. Рерих своим ученикамi. Один из его учеников - А.М. Пятигорский, с присущей ему иронией рассказывавший в одном из интервью о свойственном советской науке методе изучения буддийских текстов, который основывался на взгляде на суть последних не как на религию, а как на культуру и философию, где последние два явления оторваны от первого и противопоставлены ему. Большинство учеников Ю.Н. Рериха, в число которых входит ряд знаменитых востоковедов, таких как Г.М. Бонгард-Левин, Т.Я. Елизаренкова, Ш. Бира и другие, в своих воспоминаниях об учителе говорят о методе Рериха как о прямо противоположном. Юрий Рерих комментировал изучаемые тексты и объяснял буддийские термины таким образом, что они обретали реальность и смысл, переставали быть чем-то отвлечённо-теоретическим.

Удивительно, каким образом этот человек, ещё подростком покинувший Россию в 1916 году и сорок лет не имевший возможности вернуться на родину, по возвращении сумел за три года вдохнуть жизнь в Институт востоковедения Академии наук, получив в нём сектор с немыслимым в то время названием - Сектор истории религии и философии Индии.

“… Юрий Николаевич был… буддизмом в Институте востоковедения Академии наук. Не представлением о буддизме, не библиографией, не монографией, не диссертацией, не профессорством - он был тем, чего мы до него не видели, уже прочтя довольно много книг и бездну статей по буддизму, - он сам по себе был каким-то буддистским, буддистическим образцом”ii, - сказал во время одного из своих выступлений А.М. Пятигорский.

Ещё в годы учёбы в гимназии Юрий Рерих брал уроки у египтолога Б.А. Тураева и монголиста А.Д. Руднева. Затем окончил индо-иранское отделение Школы восточных и африканских исследований при Оксфорде и индийское отделение Гарвардского университета в США, после чего продолжил обучение в Школе живых восточных языков при Сорбонне.

К 1923 году – году начала Центрально-Азиатской экспедиции, предпринятой Николаем Рерихом и его семьёй и продолжавшейся пять лет, - Юрий Рерих был высокообразованным специалистом, владевшим многими европейскими и восточными языками. Он вёл самостоятельные исследования по тибетскому языку и его диалектам, этнографии, археологии, истории Центральной Азии. В Сиккиме он написал свою первую крупную работу “Тибетская живопись”. Другой его известный труд - перевод “Синей летописи”, сочинения по истории буддизма в Тибете, написанного в XV веке. Работу по составлению словаря, ставшего известным как “Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями”, начатую Ю.Н. Рерихом в 20-х годах, после его скоропостижной смерти в 1960 году закончила группа тибетологов под руководством Ю.М. Парфионовича. Несколько лет назад была издана полная библиография трудов Ю.Н. Рерихаiii, содержащая сведения о целом ряде других его оригинальных исследований, многие из которых были выполнены им в период работы Института “Урусвати”, основанного Николаем Рерихом в Индии в долине Кулу. В этом институте, приобретшем известность в научном сообществе и просуществовавшем до начала Второй мировой войны, проводились исследования по истории, археологии, лингвистике, этнографии, биологии, медицине и другим направлениям.

Сумма разнообразных и глубоких знаний Ю.Н. Рериха складывается не только из полученного им блестящего образования, но и из личного опыта соприкосновения с древними культурами: он объехал весь Центрально-Азиатский регион, в том числе малодоступные местности, общался с представителями разных индийских и тибетских народов, изучал их наречия, собирал материалы, которые легли в основу его исследований.

“Мы постоянно беседовали о проблемах Дальнего Востока, о путешествиях Юрия Николаевича, его открытиях… - писал Л.Н. Гумилёв. - Хотя я всегда чтил и помнил великих русских географов — первооткрывателей Центральной Азии: великого Пржевальского, Козлова, Грумм-Гржимайло, Певцова, Потанина и других, — я знал, что Юрий Николаевич Рерих и его отец Николай Константинович в своих путешествиях сделали не только не меньше, чем они, но в чем-то превзошли их. Они открыли прошлое тех стран, по которым путешествовали. Они ворвались не только в пространство, но и во время”iv.

Приехав в 1957 году по приглашению Н.С. Хрущёва в Москву, Ю.Н. Рерих не только вёл обширную научную и преподавательскую деятельность в Институте востоковедения, но и активно занимался возвращением имени и наследия своего отца Николая Рериха и его семьи в Россию. В 1958 году в Москве прошла выставка картин Н.К. Рериха, известная колоссальной посещаемостью и многотомной книгой отзывов.

“Казалось бы, работы у Юрия Николаевича было выше головы, - вспоминала троюродная сестра Ю.Н. Рериха Людмила Степановна Митусова. - А тут ещё очень частые приёмы в посольствах. Приедет он из Института, переоденется в чёрный костюм и отправляется на приём… И хоть бы вызывали на приёмы стран Востока, а то и в Шведском, и во Французском, и в Английском посольстве надо было представительствовать. Языки-то знал все прекрасно, вот и вызывали. Несмотря на такую колоссальную работу, никогда не было ни торопливости, ни суеты. Находилось время для задушевных бесед с друзьями…”v.

“Это была совершенно особая личность, от которой исходила удивительная сила. Юрий Николаевич очень понравился Н.С. Хрущеву. Тот был непредсказуем. Он сказал: "Что вы хотите? Сектор? Пожалуйста", - вспоминала Т.Я. Елизаренкова. – … Я смотрела, слушала, а Юрий Николаевич первое время вел себя настороженно и сдержанно. Этому способствовала вся атмосфера в руководстве Института Востоковедения того времени. Оно ничего не могло сделать с чуждым ему явлением, потому что сектор Рериху дал Хрущев, но примириться с этим — тоже”vi.

“В секторе были только молодые люди. И — Юрий Николаевич, человек, которому за 50, среднего роста, широкоплечий, очень подтянутый (было всегда что-то военное в его фигуре), широкое монголовидное лицо, неподвижное и абсолютно непроницаемое, и глубокий затаенный взгляд. Он присматривался к молодым людям, которые его окружали. И понадобилось какое-то время, чтобы он понял: это люди, которые, может быть, мало знают — таковы были условия, — но очень хотят знать гораздо больше. Это люди, перед которыми стоит приоткрыться. С этого все и началось… Затем начались занятия. Юрий Николаевич понял, что нас надо учить, и взялся за это со всей своей активностью и серьезностью. Он стал учить тому, что у нас не преподавалось: ведийскому языку — языку самых древних индийских священных текстов, буддийскому гибридному санскриту”vii.

Приоритетным направлением работы сектора Юрий Рерих считал подготовку высококвалифицированных специалистов для максимального освоения письменных источников. Кроме того, он возглавил работу по возобновлению серии “Bibliotheca Buddhica”. Эта созданная в Петербурге С. Ф. Ольденбургом серия публикаций оригинальных и переводных буддийских текстов, участие в подготовке которых принимали классики отечественного востоковедения Ф. И. Щербатской, Е. Е. Обермиллер и другие учёные, была уничтожена в 1937 году вместе с целым рядом выдающихся востоковедов. Юрий Рерих во многом способствовал тому, чтобы науке были возвращены имя и научное наследие работавшего над изданием половины вышедших в свет томов “Библиотеки Буддики” и репрессированного в 1937 году тибетолога А.И. Вострикова, чей труд “Тибетская историческая литература” под редакцией Рериха был опубликован в возобновлённой серии в 1962 году.

“… Он нас удивил с самого начала… - говорил А.М. Пятигорский. – Говорят, он был человеком из другого мира. Ничего подобного. Я думаю, что в любом мире, и у нас, и на Западе – в равной мере – Юрий Николаевич был человеком особым… Была создана комиссия по созданию новой серии… Комиссия, конечно, состояла из людей, которые не имели никакого представления ни о чём. Им пришлось пригласить и Юрия Николаевича. Надо сказать, что всё, что эти люди делали в отношении Юрия Николаевича, им приходилось делать, они делали это против своей воли. И Юрий Николаевич этого не мог не чувствовать, но никоим образом никогда не показывал, и не потому, что он себя заставлял, а потому что в этом была его особость. Особость его исключительной, я бы сказал, буддийской личности. Мы, естественно, всё знали о первом заседании этой комиссии, подготовительном, где руководителем был наш парторг отдела. Набросились мы на Юрия Николаевича и говорим: «Ну вот, этот бандит, разбойник ...». Юрий Николаевич мягко-мягко пожал плечами и сказал: «Но вы ведь прекрасно помните буддийские тексты. Этот человек - такой же поток сознания, с такой же кармической отягчённостью, каковыми являетесь вы» ”viii.

Ещё одним изданием, вышедшим в этой серии, был выполненный В.Н. Топоровым перевод с пали буддийского сочинения “Дхаммапада” с большой вступительной статьей и комментариями переводчика. Выход этой книги был ознаменован скандалом, связанным с несоответствием содержания книги принципам научной работы в области атеизма и критики религии. Дальнейшая работа Ю.Н. Рериха была прервана его скоропостижной кончиной 21 мая 1960 года.

“Между тем положение становилось всё хуже, начались более или менее прямые нападки на научную линию Юрия Николаевича, и назревал новый скандал в дирекции и в парторганизации, - вспоминал А.М. Пятигорский. - Мы опять атаковали Юрия Николаевича в его кабинете и спрашиваем: «Что делать?»… И я помню, он сказал: «Что делать? По-моему, всё в порядке. Учить тибетский».

  • i Елизаренкова Т. Я. Человек и ученый // Ю. Н. Рерих: материалы юбил. конф.: сб. ст. - МЦР. М., 1994, с. 14-19.
  • ii Пятигорский А. М. Речь на торжественном заседании, посвященном 100-летию со дня рождения Ю. Н. Рериха// Рериховское наследие: труды конференции, т. II, - Санкт-Петербург – Вышний Волочёк, 2005, с. 103-111.
  • iii Юрий Николаевич Рерих. Библиографический указатель. МЦР. Москва, 2002.
  • iv Гумилев Л. Н. Ю. Н. Рерих как историк Центральной Азии // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: филос. аспекты осмысления: сб. науч. тр. / Белорусский гос. ун-т. Минск, 2005, с. 668—674.
  • v Митусова Л.С. О прожитом и судьбах близких. Санкт-Петербург – Вышний Волочёк, 2004, с. 128.
  • vi Елизаренкова Т. Я. Человек и ученый // Ю. Н. Рерих: материалы юбил. конф.: сб. ст. / МЦР. М., 1994, с. 14-19.
  • vii Елизаренкова Т. Я. Человек и ученый // Ю. Н. Рерих: материалы юбил. конф.: сб. ст. / МЦР. М., 1994, с. 14-19.
  • viii Пятигорский А. М. Речь на торжественном заседании, посвященном 100-летию со дня рождения Ю. Н. Рериха// Рериховское наследие: труды конференции, т. II, - Санкт-Петербург – Вышний Волочёк, 2005, с. 103-111.
Eye просмотров: 327
Другие новости:
20.11.2020 С 27 ноября Музей-институт семьи Рерихов переходит на режим посещения по предварительной записи 07.06.2020 МИСР соответствует стандартам безопасной деятельности 27.11.2020 Народное голосование Премии Рунета: номинация «Регионы» 20.11.2020 Вниманию посетителей! 11.11.2020 Уважаемые посетители! 09.11.2020 Вниманию посетителей! 30.10.2020 Вниманию посетителей! 28.10.2020 Вниманию посетителей! 23.10.2020 Исполнилось 116 лет со Дня рождения Святослава Николаевича Рериха (1904—1993) 21.10.2020 Вниманию посетителей! 09.10.2020 День рождения Николая Константиновича Рериха (09.10.1874 – 13.12.1947) 05.10.2020 Уважаемые посетители! 05.10.2020 Определены лауреаты Международной премии им. Николая Рериха за 2020 год 27.09.2020 Объявляется набор детей на занятия в Изостудию Музея-института семьи Рерихов 21.09.2020 Вниманию посетителей! 20.09.2020 Вниманию посетителей! 16.09.2020 В Музее-институте семьи Рерихов стартует музейный конкурс «Большая регата-13» 16.08.2020 День рождения Юрия Рериха 30.07.2020 Уважаемые посетители! 16.07.2020 Конкурс на присуждение Международной премии имени Николая Рериха в 2020 году