Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

История создания музея

Санкт-Петербург - родина Рерихов, здесь начинался жизненный и творческий путь старшего и младшего поколений этой замечательной семьи, петербургская культура воспитала и напоила их дарования, чтобы они смогли затем развить её лучшие традиции во всех частях света. На берегах Невы взошло, чтобы засиять на весь мир, уникальное созвездие огненных, ищущих душ.

Николай Константинович Рерих родился в доме № 25 на Университетской набережной, напротив Никольской часовни, приписанной к Андреевскому собору, в котором мальчика и крестили. Елена Ивановна Шапошникова (в замужестве Рерих) пришла в мир под сенью величайшего святого Руси Сергия Радонежского в доме № 16 на Сергиевской улице рядом с Сергиевским «всея артиллерии» собором. Первый общий адрес Николая Константиновича и Елены Ивановны, Галерная улица, 44, явился и первым петербургским адресом их старшего сына Юрия, родившегося летом в с. Окуловка. Святослав родился, когда Рерихи жили на 4 линии Васильевского острова (дом № 5, на углу с Большим проспектом). С 1906 по 1918 год семья художника занимала служебную квартиру в здании Императорского Общества поощрения художеств (ИОПХ, Большая Морская, 38 / Мойка, 83).

С 1918 года начались странствия семьи по всему свету – Скандинавия, Англия, Америка, Центрально-азиатская экспедиция 1925–1928 гг., Индия. С конца 1930-х годов Рерихи пытались вернуться в Россию. Удалось это лишь в 1957 году их старшему сыну Юрию Николаевичу Рериху, известному востоковеду. Живя в Москве и возглавляя сектор истории религии и философии Индии в Институте народов Азии АН СССР, Юрий Николаевич немало усилий посвятил организации Музея Н.К. Рериха в Ленинграде. Такова была воля родителей. Основу экспозиции должны были составить художественные произведения, вещи и документы из огромного собрания, привезённого Ю.Н. Рерихом в СССР (часть художественной коллекции предназначалась для музеев Москвы и Новосибирска), а также мемориальные предметы из бывшей квартиры Рерихов на Мойке, сохранённые в Ленинграде семьёй Митусовых (Степан Степанович Митусов, двоюродный брат Елены Ивановны Рерих, был близким другом и сотрудником Николая Константиновича Рериха по Рисовальной школе ИОПХ).  С.С. Митусов и его семья сохраняли для будущего не только культурное наследие уходящей эпохи (в том числе и рериховское), предметы культуры, но и её неповторимый дух. Митусов поддерживал связь с Нью-йоркским Музеем Н.К. Рериха, принял участие в подготовке второго этапа Центрально-азиатской экспедиции, встретившись с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной в 1926 году в Москве. Тогда же он получил от них некоторые предметы и документы, которыми очень дорожил, и в качестве материальной поддержки – вещи. В своё время часть рериховских вещей, картин и документов Митусов передал брату Николая Константиновича Б.К. Рериху. Позднее некоторые из этих документов пополнили фонды Государственной Третьяковской галереи, картины попали в собрание московского врача С.А. Мухина и его жены Е.М. Мухиной (Величко), а уже ими большая часть была передана в картинную галерею г. Горловка. Часть митусовского архива и мебели унесли годы репрессий и блокада. Война унесла и жизни почти всей некогда большой семьи. В живых остались только средняя и младшая дочери Степана Степановича – Людмила и Татьяна. Ещё в 1927 г. Людмила Степановна Митусова познакомилась с Зинаидой Григорьевной Лихтман (Фосдик), впоследствии директором Музея Рериха в Нью-Йорке, с того времени и до последних дней жизни Зинаиды Григорьевны продолжалась их переписка. «На тебя легла обязанность выполнения части заветов Николая Константиновича», — писал в 1933 г. Степан Степанович своей средней дочери из Хибиногорска, где он в это время организовывал Рабочую консерваторию.

«Будет по-нашему», – говорил кузине Л.С. Митусовой в 1960 году о Музее Ю.Н. Рерих, который к этому времени уже добился согласия Министерства Культуры СССР на его создание в помещениях бывшего ИОПХ. Активное участие в подготовке Музея принимало Географическое общество, другие организации. Подключились и ленинградские власти. Однако внезапная смерть Юрия Николаевича остановила этот процесс.

В этих условиях определённым достижением стала организация Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре. Вклад сестёр Митусовых стал основой коллекции подлинных вещей, без которых открытие музея было невозможно. В 1970-е гг. художник Святослав Николаевич Рерих продолжил работу по организации музея, привлекая к этому, прежде всего, деятелей искусства и науки. Его обращения в Академию наук, Академию художеств и к ленинградским властям помогли обеспечить сохранность фамильных вещей семьи Рерихов. Однако вопрос о Музее Н.К. Рериха и его семьи в Петербурге оставался открытым.

В 2000 г. группой сотрудников СПбГУ и Мемориального собрания С.С. Митусова был создан Рериховский центр Университета, сформирована рабочая группа по организации музея. Основой концепции будущего музея явилась рериховская идея о том, что Музей (в широком смысле) – это «обиталище всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их». Учитывая многогранность творчества семьи Рерихов, необходимость введения их наследия в научный оборот, создатели музея настаивали на такой форме организации, как музей-институт.

В 2001 году исполнилось 100 лет с момента бракосочетания Рерихов (28 октября 1901 года по старому стилю). И в год столетия этой удивительной семьи на её родине был учреждён Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. Основательницей его стала Людмила Степановна Митусова (1910—2004).

Благодаря постоянной поддержке Санкт-Петербургского государственного университета в лице ректора Л.А. Вербицкой, участию Государственного Эрмитажа в лице М.Б. Пиотровского и Российской Академии наук в лице академиков Б.С. Соколова и А.А. Фурсенко, а также других деятелей науки и культуры и организаций, содействию нынешнего Губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко был решен вопрос о предоставлении музею здания в исторической части города – на наб. лейтенанта Шмидта, д. 41.

12 марта 2007 года вышло в свет Постановление № 248 Правительства Санкт-Петербурга о создании на базе Некоммерческого учреждения культуры «Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге» Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Музей-институт семьи Рерихов».

Основу мемориальной экспозиции составляет наследие, сохранённое Л.С. Митусовой и её семьёй. Семья эта, аристократическая по своим корням, была тесно связана с культурной и научной жизнью России, и то, что удалось сохранить Митусовым, хранит память пяти поколений, охватывая полуторастолетний период отечественной истории. Музейное собрание хранит свидетельства тесных связей между семьями Митусовых, Рерихов, Римских-Корсаковых, Мусоргских, Потоцких и др. Не менее значительна та часть в составе коллекции, которая относится к советскому периоду нашей истории и отражает драматизм духовных биографий тогдашнего поколения и борьбу, которую пришлось выдержать лучшим русским людям, «дабы свеча не погасла». Для дополнения общей картины деятельности представителей семейного круга Рерихов – Шапошниковых – Голенищевых-Кутузовых – Митусовых – князей Путятиных, а также их друзей и коллег современными исследователями был собран научно-документальный фонд. Всё вместе это составляет музей петербургской семьи в широком смысле слова, в основании которой – не одно поколение коренных жителей нашего города (начиная с его основания), создателей и выразителей «петербургского текста русской культуры», по замечательному выражению акад. В.Н. Топорова.

Собрание сохранилось не полностью. Многие вещи погибли в годы репрессий и блокады. В 1956 г. 73 произведения Николая Рериха пополнили коллекции этих художников в Русском музее. В 1958 г. Юрию Николаевичу Рериху, вернувшемуся на родину, было переслано в Москву кресло отца и переданы фотографии семьи. В 1981 г. в Отдел рукописей Российской национальной библиотеки от сестёр Митусовых, Людмилы Степановны и Татьяны Степановны, поступили автографы И.Ф. Стравинского, Н.К. Рериха, С.С. Митусова и других деятелей культуры. В 1983 г. в Алтайский краеведческий музей в Барнауле было передано 93 экспоната. Наконец, в 1984 г., после завершения реставрации Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре, часть рериховской мебели вошла в его постоянную экспозицию. Однако в течение многих лет Собрание не только рассредоточивалось, но и пополнялось. Прежде всего, благодаря Ю.Н. Рериху, который передал в 1957–60 гг. сёстрам Митусовым две картины Н.К. Рериха, письма, фотографии и памятные вещи. Также и от С.Н. Рериха в течение 40 лет поступали книги, письма, подарки. Оставили свой след в Собрании исследователи творчества семьи Рерихов и их ученики (Б.Н. Абрамов, П.Ф. Беликов, А.Ю. Калнс, Г.Ф. Лукин, Р.Я. Рудзитис, Б.А. Смирнов-Русецкий, З.Г. Фосдик, В.Т. Черноволенко и другие). Долгие годы поддержку оказывал директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Даниил Энтин. С 2001 года и по сей день фонды музея пополняются благодаря дарам коллекционеров, а также художников и хранителей мемориальных, семейных собраний.

Рериховские идеи возвращаются к своим истокам, восстанавливается преемственность Рериховского наследия в культурно-историческом пространстве Петербурга.

Музей-институт семьи Рерихов с 2003 года располагается в особняке, принадлежавшем известному художнику и коллекционеру Михаилу Петровичу Боткину (1839—1914). Дом был построен по типовому проекту архитектора Ж.-Б. Леблона под руководством Д. Трезини в 1720-х годах. В 1883 году здание купил М.П. Боткин, и по его заказу архитектор А.К. Бруни надстроил мансарду, осуществил переделки фасада и интерьеров.

В доме № 41 по Николаевской набережной бывали многие известные деятели русской культуры, в т.ч. Н.К. Рерих, больше восемнадцати лет прослуживший вместе с Боткиным в ИОПХ. Здесь располагались уникальные коллекции, за что особняк у тогдашних жителей Петербурга получил название «дом-музей».
Академик исторической живописи, искусствовед и собиратель Михаил Петрович Боткин приобретал произведения искусства во время путешествий по Германии, Франции и Италии, а также в Петербурге. В его собрании выделялись древнегреческие и этрусские терракоты и вазы, византийские эмали на золоте, французские и немецкие эмали бронзы романской эпохи и итальянские майолики эпохи Возрождения. Фоном для произведений искусства служила изысканная отделка интерьеров дома в манере палаццо итальянского Возрождения. Главным украшением служили майоликовые камины и панели, двери, десюдепорты, украшенные резьбой в стиле гротеск. Уникальная коллекция располагалась в нижнем этаже особняка, в пяти комнатах. Две из них были отданы работам художника А.А. Иванова (более 100 картин и этюдов). Огромное собрание русской живописи Боткина включало картину Н.К. Рериха «Перед боем» (1900). Коллекция была доступна для посещения.

С того времени как Музей-институт семьи Рерихов располагается в доме, принадлежавшем М.П. Боткину, ведётся работа по сбору информации об истории особняка, его бывших обитателях и гостях. Потомки Боткиных передали в фонды СПбГМИСР ценный художественный и документальный материал.