Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

18.09.2016 – 19.02.2017 Н. К. Рерих и Рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств.

Лекции читает Мария Николаевна Чеснокова – старший научный сотрудник Музея-института семьи Рерихов, кандидат культурологии

2016 – 2017 годы

2016 год

Воскресенье, начало в 16.00

1. Педагогическая деятельность Н. К. Рериха.

18 сентября 2016 года

Сотрудничество Николая Константиновича Рериха с Императорским Обществом поощрения художеств (далее – ИОПХ) началось в 1898 г., когда он стал помощником директора музея при ИОПХ и одновременно помощником редактора журнала «Искусство и художественная промышленность». В 1906 г. Н. К. Рерих занял пост директора Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств. В то время вице-президентом ИОПХ был Михаил Петрович Боткин (1839—1914) – художник, академик живописи и коллекционер. Преподавателями Рисовальной школы в разные годы были И. Н. Крамской, П. П. Чистяков, П. К. Клодт, В. В. Верещагин, И. Е. Репин. Н. К. Рерих был директором и попечителем Рисовальной школы ИОПХ до 1918 г.

На посту директора Рисовальной школы Н. К. Рерих осуществил ряд преобразований, которые коснулись как организации школьной жизни, так и программ обучения.

Педагогическая деятельность Николая Константиновича не ограничивалась стенами Рисовальной школы. По его инициативе были созданы Женские курсы высших архитектурных знаний и Мастерские для увечных воинов в Санкт-Петербурге, организованы занятия художественного кружка в университете.

2. История Императорского Общества поощрения художеств и Рисовальной Школы.

16 октября 2016 года

История Общества началась 30 ноября 1821 года, когда инициаторы его создания подписали «Основные правила для руководства к деятельности общества».

Общество оказывало поддержку молодым художникам, выделяя пенсии для работы за границей, пособия, давая заказы на рисунки для изданий, копии с картин. Издательская деятельность Общества способствовала распространению репродукционной литографии.

20 декабря 1857 года Общество поощрения художников приняло в своё ведение Санкт-Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих.

В 1860 году Обществом были учреждены открытые ежегодные конкурсы по живописи и прикладным искусствам.

7 марта 1882 года был принят новый устав Общества, согласно которому оно стало именоваться Императорским Обществом поощрения художеств.

Н. К. Рерих занял пост директора Рисовальной Школы Императорского Общества поощрения художеств в 1906 году. В то время вице-президентом Императорского общества поощрения художеств был художник, академик живописи и коллекционер М. П. Боткин (1839—1914). Рерих был директором Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств до 1917 года.

В ноябре 1918 года Рисовальная школа Всероссийского общества поощрения художеств подверглась национализации.

Не прекращалась деятельность Школы, получившей название Художественно-педагогического училища, в годы войны.

В 1968 году постановлением Совета министров СССР училищу было присвоено имя Владимира Александровича Серова. Спустя 16 лет возникла идея о присвоении училищу имени Н. К. Рериха.

3. Преподаватели Рисовальной Школы – соратники Н. К. Рериха.

20 ноября 2016 года

Среди преподавателей Рисовальной Школы были такие выдающиеся творцы, как П. К. Клодт, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, К. Я. Крыжицкий, П. Е. Мясоедов, Л. О. Премацци, Н. С. Самокиш, А. С. Хренов, П. П. Чистяков.

Н. К. Рерих на посту директора Рисовальной Школы осуществил ряд преобразований, которые коснулись как организации школьной жизни, так и программ обучения.

Преподавателями Рисовальной Школы Императорского общества поощрения художеств в те годы были И. Я. Билибин, А. В. Щусев, В. А. Щуко, А. А. Рылов, В. В. Матэ. Увеличилось число женских классов, был устроен женский этюдный класс. Были введены специальные классы: рисования с животных (руководитель А. А. Рылов), съёмки с натуры (занятия проходили в Художественно-промышленном музее, руководитель В. А. Щуко), графического искусства (руководитель И. Я. Билибин), рисования живых цветов и стилизации (руководитель А. Э. Линдеман). Были открыты медальерный класс (руководитель Г. И. Малышев) и класс обсуждения эскизов, в котором занятия вёл сам Н. К. Рерих.

В начале 1909 – 1910 учебного года в Рисовальной школе открылась иконописная мастерская. Уже в начале обучения результаты были столь значительны, что первую написанную в мастерской икону Рерих преподнёс императору.

К 1910 году сформировалась и начала функционировать в школе литографско-гравёрная мастерская под руководством художников Э. А. Кюрта, Н. Н. Герардова и В. В. Матэ. В годы Первой мировой войны продолжали открываться новые мастерские, такие, как обойная, архитектурная (руководили В. А. Щуко и младший брат Николая Константиновича Б. К. Рерих), педагогический класс.

4. Ученики Рисовальной Школы Императорского Общества поощрения художеств (1).

18 декабря 2016 года

2017 год

5 – 6. Ученики Рисовальной Школы Императорского Общества поощрения художеств.

15 января 2017 года,

19 февраля 2017 года

Среди учеников Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств следует отметить Ф. А. Васильева, В. В. Верещагина, М. В. Добужинского, Е. Д. Поленову, И. Е. Репина, С. В. Чехонина, П. Н. Филонова.

Ученицами Школы были сёстры Шнейдер, Варвара Петровна (1860—1941) и Александра Петровна (1863—1941?), племянницы индолога Ивана Павловича Минаева дружившие и сотрудничавшие с Н. К. Рерихом.

Под руководством опытных мастеров делали свои первые шаги в искусстве такие ученики Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств как Н. П. Акимов, А. А. Громов, В. К. Турбасов, М. З. Шагал, А. В. Щекатихина-Потоцкая.

В Художественно-педагогическом техникуме, как стала именоваться Школа в советское время, в довоенные и первые послевоенные годы учились известные в будущем художники Орест Верейский, Владимир Гальба, Евгений Чарушин, Любовь Холина, Юрий Тулин и другие.

В собрании Музея-института семьи Рерихов находятся работы преподавателей и выпускников Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств А. А. Громова, М. В. Добужинского, А. А. Рылова, А. В. Щекатихиной-Потоцкой и других.