Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Рерихи, их предшественники, современники, сотрудники и продолжатели.

Лекции читает Владимир Леонидович Мельников – заместитель директора Музея-института семьи Рерихов по научной работе, кандидат культурологии

2016 – 2017 годы

2016 год

Среда, начало в 19.00

1. Александр Павлович Коркунов – крёстный отец и родной дядя Н. К. Рериха.

14 сентября 2016 года

Александр Павлович Коркунов (1856—1913) – русский врач, терапевт. В 1890–1906 годах возглавлял кафедру медицинской диагностики и терапевтической факультетской клиники медицинского факультета Томского университета. Им напечатано несколько работ на русском и немецком языках. Н. К. Рерих хранил о нём добрую память, упоминал о нём с благодарностью о «многих зовах в Азию».

2. Степан Степанович Митусов – кузен Е. И. Рерих .

12 октября 2016 года

Степан Степанович Митусов (1878—1942) – сын тайного советника, известного коллекционера С. Н. Митусова и оперной певицы Е. В. Митусовой (урождённой Голенищевой-Кутузовой, во втором браке княгини Путятиной), двоюродный брат великой русской просветительницы Е. И. Рерих, ученик Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, сотрудник и друг Н. К. Рериха, И. Ф. Стравинского, Н. И. Рихтера, И. Я. Билибина, К. А. Марджанова, М. А. Бихтера, Б. Асафьева, был одним из тех творцов, кого сформировала эпоха русского Серебряного века. Безукоризненный вкус, чуткость ко всему талантливому в искусстве и незаурядный ум позволили Митусову вести равноправный диалог с крупнейшими творческими личностями своего времени и самому на протяжении четырех десятилетий являться живым участником культурной жизни Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Он был знатоком музыки, живописи, театра современной ему эпохи, музыкальным педагогом и теоретиком. С 1908 года работал помощником секретаря Императорского Общества поощрения художеств и инспектором Рисовальной школы ИОПХ, директором которой был Н. К. Рерих, а после революции являлся в разное время исполнителем и аккомпаниатором, заведующим Музыкальным отделом Наркомпроса, преподавателем, художественным руководителем и организатором концертов. В семье Степана Степановича почти чудом сохранились реликвии семьи Рерихов – мемориальные предметы, рукописи, картины, старинные книги. Имя С. С. Митусова неоднократно упоминается в письмах и публикациях всех четырёх представителей семьи Рерихов.

3. Борис Николаевич Рыжов – двоюродный брат Е. И. Рерих и С. С. Митусова.

16 ноября 2016 года

Борис Николаевич Рыжов (около 1878 — после 1941). Его отец, Николай Александрович Рыжов, принадлежал к одной из двух близких и дружественных друг другу ветвей древнего рода Рыжовых, родственного Голенищевым-Кутузовым, Митусовым, Малевским-Малевичам и Рерихам. По словам Е. И. Рерих, отец Б. Н. Рыжова – «крупный городской деятель в Петрограде», «получил образование в Военно-медицинской академии, практиковать не стал и пошёл по городской службе, был членом городской управы». Мать Б. Н. Рыжова – Людмила Васильевна Рыжова (1859—1917), из древнего рода Голенищевых-Кутузовых, крёстная мать Е. И. Рерих и родная тётя её и С. С. Митусова. В 1902 году Б. Н. Рыжов участвовал в раскопках и разведках Н. К. Рериха по Боровичскому уезду Новгородской губернии. Неоднократно упоминается Н. К., С. Н. и Ю. Н. Рерихами в их семейной переписке в 1900-е – 1910-е годах как один из ближайших друзей семьи Рерихов. Крёстный отец Л. С. Митусовой.

4. Князь  Павел Арсеньевич Путятин –  антрополог, этнограф, археолог, коллекционер.

14 декабря 2016 года

В ряду деятелей русской культуры, оказавших существенное влияние на Николая Константиновича Рериха в молодые годы, князю Павлу Арсеньевичу Путятину (1837—1919) принадлежит особо значимая роль. Не забудем также и ключевой момент в биографии Рериха: именно в бологовском имении князя П. А. Путятина летом 1899 года Николай Константинович познакомился с молодой родственницей князя – Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей в 1901 году женой художника, «спутницей, другиней, вдохновительницей» на всю жизнь. Кем же был для Рериха князь Павел Арсеньевич Путятин? Почему его роль в становлении Рериха представляется нам столь значительной, и нет ли в этом преувеличения, ведь до недавнего времени о контактах этих двух деятелей культуры почти ничего не сообщалось ни в биографиях художника, ни в опубликованном наследии самих Рерихов? Ответами на эти вопросы должна стать данная лекция.

2017 год

Среда, начало в 19.00

5. Александр  Андреевич Спицын – археолог.

11 января 2017 года

Знакомство Николая Константиновича Рериха с археологом и воспитателем многих известных учёных Александром Андреевичем Спицыным (1858—1931) состоялось ещё тогда, когда будущий апологет Культуры учился в Петербургской немецкой гимназии К. И. Мая. Активное же общение двух деятелей – знающего учителя и юного, начинающего археолога-художника – началось в годы обучения Рериха в Петербургском университете и Академии художеств в 1893–1898 годах. Не малую, если не главную роль в становлении Рериха-учёного сыграл именно А. А. Спицын, с 1892 года – сотрудник Императорской Археологической комиссии, в недавнем прошлом преподаватель гимназии в провинциальной Вятке. Спицын стал одним из главных наставников Рериха на поприще археологии.

6. Николай Андреевич Римский-Корсаков – композитор  .

8 февраля 2017 года

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) – русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». О нём Н. К. Рерих писал в письме американским сотрудникам 7 апреля 1944 года: «…Вы правы, для юбилея Римского-Корсакова нужно что-то хорошее сделать. Мы всегда были и с ним самим, и со всею семьёю в добрых отношениях. С ним и со Стасовым я ездил в Москву к Льву Толстому. Эскизов к его операм у меня много: “Снегурочка” для Питера, для Парижа, для Чикаго; “Псковитянка” (Париж, у Дягилева); “Царь Салтан” (Лондон); “Сеча при Керженце” (Дягилев)…». Тема «Н. А. Римский-Корсаков и Н. К. Рерих» закономерно привлекает внимание исследователей. Самое главное – Н. К. Рериху выпала миссия стать художником первых постановок Н. А. Римского-Корсакова на Западе и он первый заговорил о его операх на индийских сценах.

7. Давид Давидович Бурлюк – поэт, художник.

12 апреля 2017 года

«Американские художники из Российской империи» – так назвалась выставка, которая проходила с 19 февраля по 1 июня 2009 года в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея. На этой выставке отечественной публике впервые был представлен портрет Н. К. Рериха кисти известного деятеля русского футуризма Давида Давидовича Бурлюка (1882—1967). Он – одна из самых ярких фигур русского и мирового авангарда. Сразу после приезда в США в 1920 году Н. К. Рерих возобновляет связи с деятелями русского футуризма, оказавшимися в этой стране сами разными путями, и, прежде всего, с Д. Д. Бурлюком. Кроме двух портретов мэтра Давид Давидович создаёт книгу «Рерих. Жизнь и творчество. 1917–1930», в которую включает уникальные материалы трёх своих бесед с ним.

8. Павел Фёдорович Беликов –  исследователь жизни и творчества семьи Рерихов.

10 мая 2017 года

Павел Фёдорович Беликов (29 июля 1911, Нарва — 15 мая 1982, Таллин) – автор ряда публикаций по творчеству Рерихов, соавтор биографии Н. К. Рериха в серии «ЖЗЛ» (1972). Собирал архив о деятельности Н. К. Рериха, составил библиографию литературного наследия. С Н. К. Рерихом П. Ф. Беликов переписывался в период 1936–1940 годов. С Юрием Николаевичем Рерихом П. Ф. Беликов переписывался в 1938, 1939, 1958–1960 годах, со Святославом Николаевичем и его женой Девикой Рани – в 1960–1982 годах. С начала 1960-х годов и до самой смерти являлся доверенным лицом С. Н. Рериха и неформальным координатором всего Рериховского движения на огромном пространстве СССР. Сама по себе жизнь и творчество этого крупнейшего писателя-рериховеда, философа, поэта, лектора, наставника многих исследователей рериховского наследия достойна отдельного монографического исследования.

9. Людмила Степановна Митусова – основатель Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге.

7 июня 2017 года

Людмила Степановна Митусова (1910—2004) родилась 23 мая 1910 года в Бологом, в семье потомственного дворянина, музыканта-педагога, Степана Степановича Митусова. По линии бабушки, княгини Евдокии Васильевны Путятиной, рождённой Голенищевой-Кутузовой, Людмила Степановна приходится двоюродной племянницей Елене Ивановне Рерих. Ю. Н. Рерих и С. Н. Рерих – её троюродные братья. Во время войны Л. С. Митусова безвыездно пробыла в Ленинграде. Она потеряла всех близких ей людей – в боях погиб её муж; отец, мать, старшая сестра Злата и её дочь Наташа умерли от голода в блокаду. Из близких людей осталась только младшая сестра Татьяна. За самоотверженный труд и службу в частях противовоздушной обороны во время войны в родном городе Л. С. Митусова была награждена медалью «За оборону Ленинграда». К несомненным заслугам Л. С. Митусовой в деле сохранения наследия семьи Рерихов следует отнести её героические усилия в годы блокады, позволившие спасти значительную часть вещей Рерихов, их архива и художественных произведений, вывезенных её отцом по просьбе Рерихов ещё в 1922-х годах с квартиры Рерихов на Мойке, 83. После войны возобновилась связь с семьей Рерихов. В 2001 году, на основе Мемориального собрания, сохранённого семьёй Митусовых, был организован Музей-институт семьи Рерихов, получивший в 2007 году статус государственного. Людмила Степановна ушла из жизни 23 апреля 2004 года. Светлый образ Людмилы Степановны навсегда останется символом Рериховского движения Петербурга.