Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Рериховское наследие в музеях и собраниях мира.

Лекции читает Владимир Леонидович Мельников – заместитель директора Музея-института семьи Рерихов по научной работе, кандидат культурологии

2016 – 2017 годы

2016 год

Среда, начало в 19.00

1. Государственный музей Востока, Москва.

7 сентября 2016 года

Музей (другие официальные названия: Государственный музей искусства народов Востока и Музей Востока) является одним из крупнейших культурно-просветительских центров, в котором наиболее полно представлено искусство Дальнего и Ближнего Востока, а также Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Бурятии, Чукотки (всего свыше 160 тыс. ед. хр.). 18 декабря 1991 года Указом Президента Российской Федерации музей отнесён к особо ценным объектам культурного наследия России. Среди структурных подразделений музея – отдел наследия Рерихов. Сотрудники отдела занимаются хранением и изучением музейного собрания картин Н. К. и С. Н. Рерихов, а также произведений искусства и библиографического материала (раритетных изданий, фотографий, архива), связанных с жизнью и деятельностью семьи, представленных, в частности, в Мемориальном кабинете Н. К. Рериха. Музей имеет также и Северокавказский филиал в столице Республики Адыгея Майкопе. С недавнего времени у музея появился новый филиал – Государственный музей Рерихов, о котором на лекции также пойдёт речь.

2. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

5 октября 2016 года

Одна из крупнейших и старейших сокровищниц искусства России. Основным ядром коллекции стало собрание археолога, нумизмата и библиофила А. Ф. Лихачёва. Это собрание стало частью Казанского Городского музея, открытого в 1895 году (ныне – Национальный музей Республики Татарстан), а в 1959 году было преобразовано в ГМИИРТ. Ныне коллекция музея насчитывает свыше 25 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства русской, голландской, фламандской, французской, итальянской, немецкой художественных школ, а также небольшого собрания искусства Востока. Особый интерес представляют произведения русского авангарда, коллекция живописи и графики И. И. Шишкина, крупнейшее в нашей стране собрание произведений выдающегося художника Н. И. Фешина. Музей расположен в историческом центре Казани в одной из красивейших городских усадеб, памятнике архитектуры начала XX века. Музей имеет филиалы «Национальная художественная галерея» на территории Историко-художественного и архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль», а также в поселке Свияжск (комплекс памятников древнерусской архитектуры и искусства второй половины XVI – начала XX веков). Значительное место в собрании занимают произведения Н. К. Рериха и труды одного из первых отечественных рериховедов А. Ф. Мантеля. Обо всём этом и пойдёт речь на лекции.

3. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алматы.

2 ноября 2016 года

Музей образован в 1976 году на базе коллекции Казахской государственной художественной галереи им. Т. Г. Шевченко (образована в 1935 году) и Республиканского музея прикладного искусства (образован в 1970 г.). В январе 1984 году музею было присвоено имя Народного художника Казахской ССР Абылхана Кастеева (1904—1973). В настоящее время ГМИРКАК является крупнейшим художественным музеем Казахстана и ведущим научно-исследовательским и культурно-просветительским центром в области изобразительного искусства. Музей располагает богатейшими фондами, число экспонатов основного фонда музея составляет более 22 500 уникальных работ живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства Казахстана, России, Европы, Америки и стран народов Востока. Особое место в коллекции музея занимают произведения Н. К. Рериха или приписываемые ему. О них также пойдёт речь на лекции.

4. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

7 декабря 2016 года

Собрание музея насчитывает около 200 000 экспонатов, древнейшие из которых датируются VI тыс. до н. э. Музейный комплекс включает постоянную экспозицию, рассказывающую об архаичных верованиях, религиях Древнего мира (Египет, Греция, Рим), иудаизме, исламе, буддизме, различных направлениях христианства; фонд открытого хранения драгоценных металлов «Серебряная кладовая»; выставочный зал; научную библиотеку. В ГМИР хранятся две картины из коллекции западноевропейской живописи Н. К. Рериха, а также две иконы, выполненные под руководством художника: «Богоматерь Фёдоровская» и «Преображение» (на обратной стороне последней написано: Дар академика Н. К. Рериха храму первого Стрелкового Его Величества полка). Также значительное место в собрании занимают материалы по истории Санкт-Петербургского Буддийского храма – дацана Гунзэчойней. Обо всём этом и пойдёт речь на лекции.

2017 год

Среда, начало в 19.00

5. Государственный музей современного искусства Государственного центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, Париж.

4 января 2017 года

Центр Помпиду – культурный центр в квартале Бобур 4‑го округа Парижа. Открыт в 1977 г., создан по инициативе французского президента Жоржа Помпиду. Включает в себя Государственный музей современного искусства, Публичную библиотеку информации, IRCAM (Институт исследования музыкальной акустики), Центр промышленного творчества (архитектура, дизайн, средства визуальной связи), Зал Гаранс и Студию 5. Здание современной постройки и очень больших для центра Парижа размеров, построено по новаторскому проекту Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Государственный музей современного искусства поражает богатством и разнообразием своих коллекций, около 34 тыс. работ. Прежде всего, здесь представлено искусство XX в., отражающее период с 1905 по 1960 г., – Анри Матисс, Марк Шагал, Отто Дикс, Пит Мондриан, Альберто Джакометти, Фрэнсис Бэкон и мн. др. Имеется большая коллекция произведений художников – выходцев из России. Современное искусство представлено во всём своём многообразии. Особое место в фондах Центра Помпиду занимает Рериховское наследие, в судьбе которого самое живое участие приняла Девика Рени Рерих. Картины Н. К. Рериха и С. Н. Рериха Центра Помпиду заслуживают самого обстоятельного разговора.

6. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва .

1 февраля 2017 года

Первый в мире специализированный архитектурный музей. Он был создан в 1934 году в составе Всесоюзной Академии архитектуры. В 1965 году Музей Академии архитектуры слился с Музеем русской архитектуры, созданным в 1945 году по инициативе А. В. Щусева, большого друга семьи Рерихов. Объединённому Музею архитектуры были присвоены имя А. В. Щусева и статус научно-исследовательского учреждения. С 1945 году музей располагается на Воздвиженке в одном из самых известных архитектурных ансамблей Москвы – усадьбе Талызиных, включающей постройки XVII–XIX веков. В фондах музея хранится более 700 тыс. экспонатов, включая уникальную коллекцию рисунков и чертежей Бориса Константиновича Рериха. Все они поступили в фонды в 1964 году из Музея русской архитектуры. Также имеются и данные о трудах Н. К. Рериха на поприще изучения отечественной истории. Обо всём этом и пойдёт речь на лекции.

7. Государственный  Русский музей, Санкт-Петербург.

1 марта 2017 года.

Первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основанный в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Русский музей – это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы. В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает около 400 тыс. экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за тысячу лет: с Х по ХХI век. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа. К музейному комплексу также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок и уникальные садово-парковые ансамбли – Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад. Основу собрания составили произведения искусства, ранее хранившиеся в ИАХ, Эрмитаже, а также Зимнем, Гатчинском и Царскосельском Александровском дворцах, и, кроме того, целые коллекции, переданные музею частными лицами. Например, замечательное по своему качественному и количественному составу собрание портретной живописи князя А. Б. Лобанова-Ростовского, коллекция графики княгини М. К. Тенишевой (включавшее и работы Н. К. Рериха) и другие. В первое послереволюционное десятилетие рост коллекции происходил ускоренными темпами, в основном благодаря деятельности ГМФ, осуществлявшего с 1921 по 1928 годы распределение между музеями национализированных сокровищ русского и мирового искусства.

Музейное собрание постоянно пополняется. Регулярно в фонды музея «приходят» предметы Рериховского наследия. Основная часть уникальной рериховской коллекции Русского музея формировалась в течение почти 60 лет, с 1902 по 1958 годы. В неё вошли покупки самого музея, сделанные ещё до революции 1917 года, произведения из бывших частных коллекций, поступавшие в Русский музей после революции, и после Великой Отечественной войны – 78 работ, переданных в 1954–1956 годах семьёй Митусовых, и около 250 произведений живописи, привезённых в 1957 году из Индии старшим сыном художника Ю. Н. Рерихом.

8. Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки, Москва.

5 апреля 2016 года

Государственный центральный музей музыкальной культуры отсчитывает свою историю с 1912 года, когда в здании Московской консерватории открылся Музей им. Н. Г. Рубинштейна. С 1954 года музей носит современное название, а в 1995 году он включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. В настоящее время музей является одной из крупнейших сокровищниц памятников музыкальной культуры, не имеющих аналогов в мире, в составе которой около миллиона музейных предметов. Среди них нотные и литературные автографы, редкие книги и нотные издания, документы, связанные с жизнью и творчеством деятелей отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Особое место занимает коллекция музыкальных инструментов народов мира, а также собрание произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В собрании Государственного центрального музея музыкальной культуры наследие Н. К. Рериха сравнительно невелико, но достаточно весомо. Принципы исследования его произведений основаны на изучении аспекта соприкосновения художника с историей музыкального театра, с постановками оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». Пейзаж «Старая Ладога» из собрания музея по характеру композиции, рисунку и акварельной технике примыкает к известной «архитектурной» серии, созданной Н. К. Рерихом в 1903–1904 годах во время его поездки по старым русским городам. О первозданной красоте, о любимой им древности и о нескончаемой вечности художник ведёт неторопливый и достоверный рассказ. И мы постараемся повторить его на лекции.

9. Кадриоргский художественный музей, филиал Художественного музея Эстонии, Таллинн.

3 мая 2017 года

Художественный музей Эстонии был основан 17 ноября 1919 года, но только в 1921 году он получил своё первое постоянное здание – построенный в XVIII веке Кадриоргский дворец. К августу 1991 года дворец полностью исчерпал свои возможности и ресурсы. Поэтому в ноябре того же года Верховный Совет Эстонской Республики принял решение обеспечить строительство нового здания для Художественного музея Эстонии в Кадриорге. К настоящему времени Художественный музей Эстонии вырос в учреждение, состоящее из нескольких различных музеев: Кадриоргский художественный музей (Кадриоргский дворец и музей Миккеля), музей Нигулисте, музей Адамсона-Эрика. Начиная с февраля 2006 года в Кадриорге открыт для посетителей Художественный музей Куму – новое главное здание Художественного музея Эстонии, отстроенное по новейшим технологиям. Впервые за свою почти столетнюю историю ХМЭ получил здание, специально соответствующее потребностям музея. Куму – современный многофункциональный художественный музей, объединяющий в себе выставочные залы, аудитории, а также образовательный центр. И хотя в фондах музея хранится лишь одна небольшая работа Н. К. Рериха, рассказ о музее заслуживает отдельной лекции ещё и потому, что в его экспозиции масштабно представлено творчество многих эстонских учеников Н. К. Рериха, а это тоже – Рериховское наследие.