Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

21.09.2016 – 15.03.2017 Россия в творчестве Н. К. Рериха.

Лекции читает Анна Александровна Савкина – старший научный сотрудник Музея-института семьи Рерихов, кандидат искусствоведения

2016 – 2017 годы

2016 год

Среда, начало в 19.00

1. Концепция возрождения традиций русского искусства.

21 сентября 2016 года

Лекция посвящена процессу возвращения к истокам русской культуры в XIX – начале XX века. Деятельность учёных, коллекционеров, художников и общественных организаций при поддержке царской Дома Романовых. Исследование сочеталось с творческим переосмыслением традиционных форм. Так в художественную практику вернулась каноническая иконопись и переплетения древнерусского орнамента, поэзия народного фольклора и темы русской истории, отразившиеся в изобразительном искусстве.

2. «Славянская серия» Н. К. Рериха.

19 октября 2016 года

Лекция рассматривает произведения Н. К. Рериха – художника, философа, писателя, учёного, общественного деятеля, неразрывно связанные с русской культурой. Н. К. Рерих изучал археологические памятники и стремился сохранить древнерусскую архитектуру, изучал юридические вопросы, «Правовое положение художников в Древней Руси» и собирал фольклор. Но историческая, «славянская» тема интересовала его в первую очередь своими художественными возможностями. В 1897 году в письме к В. В. Стасову художник делится планами грандиозного проекта: написать цикл картин, раскрывающих историю Древней Руси. Первоначальный замысел не был осуществлён как полиптих, но на протяжении всей жизни Н. К. Рерих реализовал свой творческий план. Он обращался к теме русской истории в живописных полотнах и декоративных работах, театрально-декорационном и литературном творчестве.

3. Национальные формы стиля модерн.

23 ноября 2016 года

Лекция рассматривает направления в русле модерна, обращавшиеся к национальным традициям. Традиционные формы оказали огромное влияние при формировании модерна в Скандинавии, Испании и России. На лекции анализируются примеры национального романтизма Скандинавии и северного модерна Санкт-Петербурга, неорусского стиля и испанского «модернизмо».

4. Роль художественных объединений в формировании неорусского стиля.

21 декабря 2016 года

Лекция рассматривает вклад художественных объединений в формирование национальных вариантов модерна. Рассматривается Движение искусств и ремёсел, определившее программу модерна, анализируется деятельность мамонтовского художественного кружка, объединения художников, сложившегося в Талашкино и Общества Возрождения художественной Руси.

2017 год

Среда, начало в 19.00

5. Синтез искусств в неорусском стиле. Работы А. В. Щусева и Н. К. Рериха

18 января 2017 года

Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Лекция рассматривает произведения русских художников, в частности, А. В. Щусева и Н. К. Рериха, в которых архитектура и живопись соединяются в единую гармоничную композицию.

6. Традиции русского искусства в живописи символизма.
Произведения Н. К. Рериха

15 февраля 2017 года

Лекция обращается к традициям иконописи и русского народного искусства в живописи символизма. Символизм обогащается традиционным искусством, расширяя и арсенал выразительных средств, и палитру художественных образов. Наиболее последовательным интерпретатором традиций Древней Руси в религиозной и станковой живописи был Н. К. Рерих.

7. Традиции и новаторство в декоративно-прикладном искусстве.
Проекты мебели Н. К. Рериха

15 марта 2017 года

Лекция рассматривает декоративно-прикладное искусство модерна с точки зрения формальных экспериментов. В начале ХХ столетия перед мастерами встает проблема стиля, оригинальности и выразительности художественных произведений, адекватного выражения образа через форму. Теория и художественное воплощение соединились в работах Н. К. Рериха. Анализируя прототипы формообразования в произведениях декоративно-прикладного искусства, он предложил использовать археологические материалы, в частности, произведения пермского звериного стиля.