Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Выставка «Скульптор Нина Конрадовна Слободинская. В поисках совершенства»

Н.К. Слободинская (1898—1984) – ленинградский мастер, автор скульптурных групп на станции метро «Нарвская», барельефов и бюстов писателей, ученых, деятелей культуры и искусства. Произведения скульптора встречаются как в городах и музеях России, так и за рубежом.

В 1930 году она окончила Московский ВХУТЕИН, мастерскую В. И. Мухиной, куда ей удалось поступить, скрыв дворянское происхождение. Слободинская работала и дружила с такими замечательными ленинградскими скульпторами, как М. К. Аникушин, А. М. Игнатьев, Л. М. Холина, Т. С. Кирпичникова, с московскими скульпторами – А. А. Арендт, А. И. Григорьевым. В довоенный период (1930–1941), о котором можно судить лишь по оставшимся фотографиям (мастерская скульптора в «Доме Сказки» Бернардацци была разрушена во время обстрелов блокадного Ленинграда), мастер создавала и монументальные работы, и скульптуру малых форм, обращаясь к теме труда, патриотизма и новых героев. Но и в раннем периоде её творчества прослеживается интерес к вневременным темам: человек во взаимодействии с окружающим миром. К этому периоды относится барельеф «Девочка с зайчиком», представленный в экспозиции. В годы войны, оказавшись в эвакуации в Самарканде, мастер продолжает творить. В красочном мире Востока скульптор находит свои модели – «оживших» персонажей из «1001 ночи». На выставке представлены ее работы этого периода - «Восточная Мадонна», «Узбекская девочка», «Сидящий узбек», «Диалог», «Старик туркмен с фруктами».

Военная тема воплотилась в череде скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны – солдат и моряков. В Петербурге скульптурная группа «Красная армия» украшает вестибюль станции метро «Нарвская». Фотографии этих работ можно увидеть на выставке.

Особой темой в творчестве Слободинской становятся образы выдающихся деятелей науки и искусства. Большинство портретов находится в музейных и частных коллекциях, некоторые доступны для всеобщего обозрения. Так, в поселке Сосново установлен бюст селекционера И. В. Мичурина. В коллекции музея-квартиры Н. А. Некрасова в Санкт-Петербурге находится рельефный портрет классика русской литературы, специально созданный Н. К. Слободинской в дар музею.

Последний период творчества скульптора посвящён религиозной тематике. Последней работой Н. К. Слободинской стало «Распятие». Эту очень значимую для матера работу можно увидеть на выставке. С ней мастер не расставалась до последних дней жизни, доведя её до совершенства.

По словам куратора выставки, внучки мастера, доктора искусствоведения, (исследовательская группа «Теории Современного Искусства». Кафедра современного искусства Университета Жироны (UDG)), Анастасии Гнездиловой, при формировании выставки она постаралась показать истоки творчества Нины Конрадовны:

«Бывая в доме моей бабушки я воспринимала эти скульптуры как привычную обстановку и только получив искусствоведческое образование, я стала приглядываться к этим работам и попыталась понять их, понять истоки ее творчества. Постепенно бабушка раскрылась для меня как личность, неординарный человек, как талантливый художник. Формировалось её мировоззрение, несомненно в семье. Принадлежа к кругу русской интеллигенции, Нина Конрадовна на протяжении всей своей жизни находилась в непрестанном духовном поиске, пытаясь в искусстве воплотить ответы на извечные вопросы о смысле бытия. Истоком тому послужили философские диспуты в кругу семьи. Особую роль в формировании мировоззрения Нины Слободинской сыграл её дядя – Александр Александрович Усов, известный детский писатель-анималист, работавший под литературным псевдонимом «Чеглок». Изобретатель, путешественник, дважды объехавший вокруг света, он общался с Луначарским, тесно дружил с художником-анималистом Ватагиным. Близкие по духу люди окружали бабушку на протяжении всей её жизни. Это и Ирина Владимировна Головкина (внучка композитора Римского-Корсакова), художник-космист Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. Среди ближайших друзей была и Людмила Степановна Митусова, родственница Рерихов, основательница Музея-института. В течение многих лет их соединяли общие идеалы и духовные искания».

В состав выставки включены работы сына Н. К. Слободинской – доктора медицинских наук, профессора, одного из основателей первого в России хосписа, автора сказок и собственного метода сказкотерапии – Андрея Владимировича Гнездилова, рассказывает куратор выставки, сотрудник музея-института семьи Рерихов Анна Савкина:

«Выставка посвящена, наверное, всей семье Нины Конрадовны и её окружению. Андрей Владимирович также был другом основательницы Музея-института семьи Рерихов - Людмилы Степановны Митусовой, а теперь друг музея. Его теневые скульптуры, которые мы показываем здесь, ошеломляют авторской фантазией, красотой движения, грациозностью».

В экспозиции представлен также портрет Н. К. Слободинской работы московского художника Н. Н. Наседкина. Выставка дополнена документами и фотографиями из архивов друзей и семьи скульптора.