Получив в 1994 г. часть фамильных документов от Эрика Юрьевича Рыжова, Людмила Степановна Митусова и автор этих строк стали разыскивать упомянутых в письмах Э. Ю. Рыжова и присланных им документах родственников Митусовых и Рерихов, предположительно проживающих в Санкт-Петербурге. В результате одна за другой состоялись памятные встречи с Сергеем Петровичем, Наталией Павловной и Ириной Петровной Малевскими-Малевичами.
Анализ родословных Голенищевых-Кутузовых, Малевских-Малевичей, Азарьевых и Рыжовых выявил два варианта возможных общих предков Л. С. Митусовой и упомянутых Малевских-Малевичей, причём лишь один из двух вариантов даёт общих прапрадеда и прапрабабушку. В начале исследования было недостаточно данных для того, чтобы окончательно склониться к одной из двух возможных пар, но в любом случае Л. С. Митусова и Малевские-Малевичи находятся в той или иной степени родства с каждой из них.
Первый вариант общих прапрадеда и прапрабабушки: И. В. и Е. А. Голенищевы-Кутузовы. О них писала Е. И. Рерих (это и её предки: прадед и прабабушка). Второй вариант общих прапрадеда и прапрабабушки: Василий Азарьев и его вторая жена урождённая Ельчанинова. О них Е. И. Рерих тоже оставила биографические сведения (это и её прадед и прабабушка). Последний вариант может оказаться действительным, если какая-нибудь из сестёр Азарьевых (Людмила, Елизавета, Анна, София или Лидия) были в браке (до или после другого замужества) с Юлием Малевским-Малевичем. Больше других «подходит» Лидия, младшая дочь, о которой Елена Ивановна пишет, что она «осталась одинокой, не замужем». Здесь опять-таки следует предположение, что Е. И. Рерих просто не знала о её браке с Малевским-Малевичем.
Если всё это так, то действительно, как пишет Э. Ю. Рыжов, Людмила Васильевна (рождённая Голенищева-Кутузова) и Елизавета Юльевна (рождённая Малевская-Малевич) двоюродные брат и сестра. Так же, как и мать Елены Ивановны Рерих Екатерина Васильевна Шапошникова и её сестра, мать Степана Степановича Митусова княгиня Евдокия Васильевна Путятина двоюродные сёстры Елизаветы Юльевны.
Все эти рассуждения имеют под собой почву только в том случае, если утверждение Э. Ю. Рыжова о двоюродных сёстрах в его переписке с Л. С. Митусовой верно. Оно заставляет решать одно уравнение с двумя неизвестными, и до тех пор, пока не будет найдено ещё какое-нибудь условие, решить его невозможно. Ценным условием было бы имя или девичья фамилия жены Юлия Малевского-Малевича.
Таковы были начальные условия данного исследования, когда 9 июня 1996 г. оно было начато. За прошедшие годы автор пополнил свой «генеалогический» багаж новыми данными и готов поделиться ими с участниками настоящей конференции.
Ещё одним важным «героем» данной темы является Борис Николаевич Рыжов (около 1878 г. – после 1941 г.), двоюродный брат Е. И. Рерих и С. С. Митусова, крёстный отец Л. С. Митусовой. Об этом одарённом художнике-любителе давно хотелось собрать хотя бы краткую биографическую справку.
Его семейное прозвище – Боба. Так его называли Митусовы и Рерихи в тесном семейном кругу. Его отец, Николай Александрович Рыжов, принадлежит к одной из двух близких и дружественных друг другу ветвей древнего рода Рыжовых, родственного Голенищевым-Кутузовым, Митусовым, Малевским-Малевичам и Рерихам. По словам Е. И. Рерих, отец Б. Н. Рыжова – «крупный городской деятель в Петрограде», «получил образование в Военно-медицинской академии, практиковать не стал и пошёл по городской службе, был членом городской управы». Как вспоминал его близкий родственник Э. Ю. Рыжов, глава «невских» Рыжовых «Николай Александрович трагично умер довольно молодым, оставив свою семью без всяких средств». Дети «невских» Рыжовых, кузены и кузины Е. И. Рерих и С. С. Митусова: Людмила (в замужестве Герст или Херст), Борис (Боба), Николай, Ксения (Сана, в замужестве Муромцева, любимая кузина Е. И. Рерих). Фёдор Александрович Рыжов – глава «васильевских» Рыжовых, брат Н. А. Рыжова, дядя Б. Н. Рыжова, был женат на Елизавете Юльевне, урождённой Малевской-Малевич; их дети: Юрий (Георгий), Варвара (в замужестве Шестерикова), Людмила (в замужестве Шмит). По свидетельству Э. Ю. Рыжова (сына Ю. Ф. Рыжова, двоюродного племянника Б. Н. Рыжова), после внезапной смерти Николая Александровича «васильевские» Рыжовы обеспечили экономически «невских», в том числе и воспитание Б. Н. Рыжова.
Мать Б. Н. Рыжова – Людмила Васильевна Рыжова (1859—1917), из древнего рода Голенищевых-Кутузовых, крёстная мать Е. И. Рерих и родная тётя её и С. С. Митусова.
В архиве Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге сохранилось несколько портретных рисунков и фотографий Б. Н. Рыжова 1880-х – 1920-х гг., в том числе снимок «Елена Ивановна Шапошникова с кузенами Степаном Степановичем Митусовым и Борисом Николаевичем Рыжовым» (фото 1881–1882 гг., выполненное в мастерской О. Рейзенера в Санкт-Петербурге). В 1902 г. Б. Н. Рыжов участвовал в раскопках и разведках Н. К. Рериха по Боровичскому уезду Новгородской губернии. Неоднократно упоминается Н. К., С. Н. и Ю. Н. Рерихами в их семейной переписке в 1900-е –1910-е гг. как один из ближайших друзей семьи Рерихов. Ему принадлежал акварельный эскиз Н. К. Рериха «Звери» (1904). Встречи Рерихов и Митусовых были особенно частыми на даче Рыжовых в Павловске в 1910-е гг. Всю жизнь был дружен с семьёй своего кузена С. С. Митусова. В воспоминаниях Л. С. Митусовой Б. Н. Рыжов предстаёт интересным, образованным, живым, отзывчивым на чужое горе, любящим детей, искусство, театр, поэзию и литературу человеком.
До 1917 г. деятельность Б. Н. Рыжова была связана с Императорским фарфоровым заводом. В 1920-е гг. – председатель колхоза в посёлке Выра Ленинградской области. Пропал без вести в 1941–1943 гг. при переправе по Дороге Жизни из осаждённого Ленинграда.
Упомянутые нами в данном сообщении лица позволили коснуться таких малоизвестных страниц в биографии Рерихов, как их поездки в Сестрорецк (к Малевским-Малевичам) и Павловск (к Рыжовым) в начале XX в., встречи и общение с родственниками, которые были близки Рерихам и по духовно-нравственным основаниям.