Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:
05.12.2009

Слово о хранителе мемориально-художественного наследия семей Рерихов

Слово о хранителе мемориально-художественного наследия
семей Рерихов, Митусовых и Голенищевых-Кутузовых,
основателе Музея-института семьи Рерихов
ЛЮДМИЛЕ СТЕПАНОВНЕ МИТУСОВОЙ

Без многолетней самоотверженной работы Л.С. Митусовой по сохранению рериховского наследия мы не имели бы сейчас уникального мемориально-художественного фонда подлинных предметов, произведений искусства и документов, на основе которого в 2001 г. в Санкт-Петербурге был учреждён Музей-институт семьи Рерихов.

Недавно обнаруженные в архивах Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и Международного центра Рерихов в Москве документы свидетельствуют о глубочайшем духовном родстве Рерихов и Л.С. Митусовой.

Родилась Людмила Степановна 23 мая 1910 г. в Санкт-Петербурге в семье потомственного дворянина, музыканта-педагога, руководителя канцелярии Н.К. Рериха в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, Степана Степановича Митусова. Дворянский род Митусовых известен с XVI в. По линии бабушки, княгини Евдокии Васильевны Путятиной, рождённой Голенищевой-Кутузовой, Людмила Степановна приходится двоюродной племянницей Елены Ивановны Рерих. Ю.Н. Рерих и С.Н. Рерих – её троюродные братья. Мать Л.С. Митусовой Екатерина Филипповна происходит из польского графского рода Потоцких, разжалованного в своём достоинстве после поражения Польского восстания, сосланного в Олонецкую губернию на поселение.

Отец С.С. Митусов (всю жизнь его друзьями были дети Н.А. Римского-Корсакова, И.Ф. Стравинский, И.Я. Билибин, Н.И. Рихтер, М.А. Бихтер, целый круг других деятелей Серебряного века), бабушка княгиня Е.В. Путятина (певица, в 1870–1880-е гг. солистка Мариинского театра), отчим отца князь П.А. Путятин (известный археолог, этнограф и коллекционер), двоюродная тётя Е.И. Рерих и  её семья – вот какие люди оказали сильнейшее влияние на Л.С. Митусову в детстве и юности, определи её моральный облик и дальнейшие творческие интересы.

Ещё в 1927 г. Людмила Степановна Митусова познакомилась с Зинаидой Григорьевной Лихтман (Фосдик), впоследствии директором Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, с того времени завязалась их переписка и общение. «Тебе выпала доля отдавать свои силы в качестве представителя от меня и всей семьи в поддержании связи с Лихтманами, таким образом, на тебя легла обязанность выполнения части заветов Николая Константиновича [Рериха]. Ты любишь красоту, и каждое достижение, как бы мало оно не было (тут мелочи прекрасны) — ступень к высотам, о которых говорит Николай Константинович», – писал спустя несколько лет Степан Степанович своей дочери из Хибиногорска, где он в это время организовывал Рабочую консерваторию.

В 1929 г. Людмила Митусова окончила 102-ю Единую трудовую школу на Греческом проспекте. Её учителем в школе был известный учёный-филолог, профессор ЛГУ В.Я. Пропп. Среди других учителей были замечательные педагоги – Б.П. Барсов (математика и физика), Н.И. Брянский (химия), А.И. Боргман (история), С.А. Калугин (прикладное искусство). В 1920-е гг. Людмила Митусова параллельно посещала Техникум музыкального просвещения на Бассейной улице, где её отец руководил мастерской камерного пения (совместно с М.А. Бихтером). 24 марта 1929 г. в 102-й Единой трудовой школе состоялось кульминационное событие в деятельности школьного драматического кружка – представление спектакля «Овод», поставленного под наблюдением куратора кружка, известного актёра, тогда руководителя студии в Ленинградском государственном академическом театре драмы, Ю.М. Юрьева. После представления Людмила Митусова, исполнявшая роль графини Грасиньи, заслужила от Ю.М. Юрьева слова похвалы: «Ваша судьба решена. Вы должны быть актрисой».

Несмотря на то, что Людмила Степановна успешно сдавала все экзамены (сначала в Театральное училище, затем в Академию художеств), её три года не брали в вузы Ленинграда из-за записи в анкете – «дворянское происхождение». Пришлось отправиться на биржу и работать сначала копировщицей-чертёжницей на 5-ой ГЭС, а затем лаборанткой-газаналитиком в Дизельном НИИ.

В 1931 г. Л.С. Митусовой всё-таки удалось поступить на подготовительные классы при Академии художеств. В 1936 г. она успешно выдержала экзамен на архитектурный факультет Академии, где проучилась два года. По итогам двух курсов у неё была отличная успеваемость, но всё равно Л.С. Митусову отчислили во время очередной «чистки». Причина всё та же – «чуждый элемент» дворянского происхождения. Однако в Академии художеств Людмила Степановна успела получить профессию. Во всех известных документах о её профессиональной принадлежности сказано – «художница».

Всё эти годы Л.С. Митусова выполняла поручение отца – поддерживала связь с Рерихами, которые к тому времени уже находились в Индии и в США, путешествовали по Европе и Азии. Во время приезда в Москву в 1926 г. Рерихи передали для неё через С.С. Митусова памятные вещи и отдельные поручения в сфере культурных связей между Россией и странами Запада. Также по их просьбе Людмила Степановна вела работу по учёту творческого наследия Н.К. Рериха в музеях Ленинграда.

О выполнении этих поручений свидетельствуют недавно найденные документы в архиве Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Сохранились письма Л.С. Митусовой середины 1930-х гг., адресованные Рерихам и их ближайшим сотрудникам. Исследователями выявлены и многочисленные упоминания имени Людмилы Степановны в переписке Рерихов тех лет. До последнего времени Людмила Степановна думала, что никаких свидетельств этого общения с семьёй Рерихов в тот период не осталось, всё поглотило время: голодные 1920-е, страшные 1930-е, роковые 1940-е, одинокие 1950-е… Подлинные письма Рерихов уничтожил С.С. Митусов незадолго до Великой отечественной войны, когда начались аресты и обыски в его доме на Моисеенко, 6. Так была сохранена честь любимых людей, и может быть сами эти люди, но был утрачен важнейший источник, свидетельствующий о связях Рерихов с Ленинградом в межвоенный период.

В 1935 г. Л.С. Митусова вышла замуж за Ростислава Владимировича Тронина, соученика по курсам в Академии художеств. С 1936 г. Л.С. Митусова и Р.В. Тронин поселились в квартире старого друга С.С. Митусова профессора Академии художеств И.Я. Билибина, причём переехали они к И.Я. Билибину по просьбе последнего – Иван Яковлевич опасался, что к нему подселят кого-нибудь из рабочих или служащих по распределению партийных органов.

В 1938 г. мужа призвали на действительную военную службу при Пензенском артиллерийском училище. В этом же училище в качестве художницы-чертёжницы Л.С. Митусова проработала около двух лет. Ни до, ни после этого Людмила Степановна не покидала свой родной город на срок более трёх месяцев и большую часть жизнь прожила на Песках у Суворовского проспекта.

В 1940 г. Л.С. Митусова и Р.В. Тронин вернулись в Ленинград и вновь поселились у И.Я. Билибина в квартире на улице Лизы Чайкиной на Петроградской стороне. Именно оттуда Ростислав Тронин ушёл на фронт, чтобы больше не вернуться. Во время войны Л.С. Митусова потеряла всех близких ей людей – в боях погибли её муж и муж старшей сестры художник Олег Карташов (ученик В.В. Стерлигова); отец, мать, старшая сестра Злата и её дочь Наташа умерли от голода в блокаду. Из близких людей осталась только младшая сестра Татьяна. С ней и жила Л.С. Митусова всю оставшуюся жизнь до её смерти в 1994 г.

Всю войну Л.С. Митусова пробыла безвыездно в Ленинграде. Работала в Таврическом садоводстве работницей-истопницей. В августе 1942 г. была мобилизована в местную противовоздушную оборону, а в июле 1943 г. её откомандировали на 232 военный завод, на должность конструктора. С 1944 по 1949 г. Л.С. Митусова работала преподавателем черчения в 7 ремесленном училище при этом заводе, в этом же качестве трудилась в 1950–1967 гг. в школах и училищах города, вплоть до выхода на пенсию.

К несомненным заслугам Л.С. Митусовой в деле сохранения наследия семьи Рерихов следует отнести её героические усилия в годы блокады, позволившие спасти значительную часть вещей Рерихов, их архива и художественных произведений, вывезенных её отцом по просьбе Рерихов ещё в 1922 г. с квартиры Рерихов на Мойке, 83. За самоотверженный труд и службу в частях противовоздушной обороны во время войны в родном городе Л.С. Митусова была награждена медалью «За оборону Ленинграда», другими памятными знаками и отличиями.

После войны возобновилась связь с Рерихами, оказывавших реальную материальную помощь, очень поддержавшую здоровье и быт уцелевших членов семьи Митусовых. Людмила Степановна возобновила занятия вокальным искусством. В 1945–1947 гг. она была последней ученицей (меццо-сопрано) известного пианиста, концертмейстера и педагога, профессора Ленинградской консерватории Михаила Алексеевича Бихтера (в своё время у него брал уроки Ф.И. Шаляпин).

Для обеспечения сохранности художественных произведений Н.К. Рериха и других художников, его современников, в 1954 г. Людмила Степановна передала на сохранение в Государственный Русский музей 75 картин из семейной коллекции. В дальнейшем сёстры Митусовы передавали художественные произведения, рукописи и мемориальные предметы и в другие государственные хранилища – Российскую национальную библиотеку (автографы С.С. Митусова, И.Ф. Стравинского, Н.К. Рериха и И.Я. Билибина), в Музей-усадьбу Н.К. Рериха в Изваре (предметы обстановки из квартиры Рерихов на Мойке, 83), в Алтайский краевой краеведческий музей (более 90 экспонатов). Дар, сделанный последнему музею, очень помог при организации нового Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, созданного в 1989 г. в Барнауле на базе литературно-художественных коллекций краеведческого музея. Таким образом, сохранённое Л.С. Митусовой и её семьёй достояние реально способствовало развитию культурных и научных учреждений в Ленинграде и Ленинградской области, а также на Алтае.

В послевоенный период Л.С. Митусова вела активную творческую жизнь. Она продолжала проявлять себя в области вокала, где ещё с начала 1920-х гг. её учителями были С.С. Митусов и М.А. Бихтер. Более двадцати пяти лет она была участницей, а затем солисткой Академического хора под управлением А.Е. Никлусова, получала звания лауреата и дипломанта музыкальных конкурсов и смотров. Параллельно Людмила Степановна пела в церковном хоре Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, в других храмах города и его пригородов. Уже на пенсии, более 15 лет (с перерывами) Людмила Степановна работала в качестве библиотекаря отдела эстампов в Российской национальной (Публичной) библиотеке, откуда уволилась лишь в феврале 1997 г. на 87-м году жизни!

После того как в 1957 г. на Родину вернулся Юрий Николаевич Рерих, духовное одиночество Л.С. Митусовой было прервано. Шла интенсивная переписка, Ю.Н. Рерих часто приезжал в гости к сёстрам Митусовым, организовывались встречи и поездки, совещания. От этого общения также остались уникальные свидетельства и материалы. «Будет по-нашему», – говорил Юрий Николаевич Л.С. Митусовой в 1960 г. о Музее Н.К. Рериха в Ленинграде. К тому времени он уже добился согласия Министерства культуры СССР на его создание. Однако внезапный уход из жизни Ю.Н. Рериха помешал довести до конца решение этого вопроса. Л.С. Митусова осталась ждать лучших времён и новых возможностей для осуществления заветных планов.

В последующие годы заботу о сохранении фамильного наследия в Мемориальном собрании Митусовых проявлял младший сын Рерихов, известный художник Святослав Николаевич Рерих, проживавший постоянно в Индии и с 1960-х гг. время от времени наезжавший в Союз. Именно его обращения в Академию наук, Академию художеств, к ленинградским властям, привлечение деятелей культуры позволили сёстрам Митусовым получить новую квартиру в доме на углу Суворовского проспекта и 4-й Советской улицы, когда их старый дом на улице Моисеенко, 6 ставился на капитальный ремонт. Сохранность фамильного собрания была обеспечена. Сам же вопрос о Рериховском музее в Ленинграде не получил разрешения.

Только в наше время сбылась заветная мечта Л.С. Митусовой, её отца С.С. Митусова, Ю.Н. Рериха и всех членов его семьи, многих помощников и сподвижников – организован Музей-институт семьи Рерихов. И в основе созданного учреждения культуры – наследие, собранное Людмилой Степановной. Именно ею были сохранена живая память о Рерихах в их родном городе и особая, «петербургская», «ленинградская» часть их наследия, в настоящий момент уже переданная Музею-институту.

В целом структура мемориально-художественного наследия семьи Рерихов, переданного Л.С. Митусовой, такова:

I. Мебель из квартиры Рерихов на Мойке 83. XVIII–XX вв. (15 предметов)
II. Живопись и графика XIX–XX вв. (48 предметов)
III. Прикладное искусство XIX–XX вв. (16 предметов)
IV. Посуда XIX–XX вв. (34 предмета)
V. Личные вещи XIX–XX вв. (31 предмет)
VI. Отдельные предметы XIX—XX вв. (всего 14)
VII. Предметы каменного века из археологической коллекции Н.К. Рериха (всего 166)
VIII. Рукописи и документы начала 1890-х — 1996 гг. (около 1000 листов)
IX. Библиотека (более 300 наименований книг 1902–1993 гг.)
X. Фотоархив (более 500 единиц хранения второй половины XIX – XX в.).

В настоящий момент все эти экспонаты включены в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Мы имеем уникальную возможность пользоваться советами и воспоминаниями Людмилы Степановны, бывавшей в доме Рерихов ещё до революции 1917 г., для формирования мемориально-художественной экспозиции на основе этих экспонатов. При этом детские воспоминания Людмилы Степановны, а также её рассказы о встречах с Ю.Н. Рерихом и С.Н. Рерихом в зрелые годы удивительным и подчас неожиданным образом подтверждаются вновь найденными в архивах письмами и фотографиями. Её беседы и наставления настраивают молодёжь на непосредственное восприятие ценностей мировой культуры, помогают всем нам глубже узнать художественные и духовные традиции Санкт-Петербурга.

Людмила Степановна Митусова достойно выполнила заветы отца и Н.К. Рериха.

Eye просмотров: 1330