В выставочном зале Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки (Алтайский край) состоялось торжественное открытие выставки «От сердца Петербурга к сердцу Азии», подготовленной Музеем-институтом семьи Рерихов совместно с музеем им. В. В. Бианки при участии Рериховского общества «Беловодье».
Выставка посвящена 150-летию со дня рождения Н. К. Рериха и 100-летию первого, подготовительного, этапа (1923–1925) Центральноазиатской экспедиции акад. Н. К. Рериха. Она является одним из мероприятий программы по празднованию 140-летия со дня рождения писателя Г.Д. Гребенщикова и 150-летия художника Н.К. Рериха в Алтайском крае в 2023–2024 годах и состоит из трёх самостоятельных разделов: информационных баннеров, посвященных жизни и творчеству семьи Рерихов, авторских фотографий С.Г. Цихановича «По следам экспедиций Николая Рериха» и серии картин художника Иосифа Капеляна «Индийские зарисовки».
Ядро выставки (главный раздел) составляют материалы, рассказывающие о российском (петербургском) периоде жизни Н. К. Рериха и его семьи, о становлении художника, учёного, общественного деятеля, носителя лучших петербургских традиций как в области искусства, образования, так и межрелигиозного диалога и международного права. В Петербурге Николай Рерих сформировался как великий гуманист и «апостол культуры», по выражению директора Эрмитажа М. Б. Пиотровского, там же он услышал и первые зовы на Восток. Период жизни, проведённый семьёй Рерихов на Востоке, не менее значим. Беспримерная Центральноазиатская экспедиция, которая позволила художнику открыть мировому сообществу неведомый природный и культурный мир Гималаев и Тибета, сделала Рериха не только авторитетным путешественником и художником, но и подлинным духовным учителем, мудрецом, указывающим путь мятущемуся человечеству в грозный период между двумя мировыми войнами. Именно этот уникальный багаж позволил Николаю Константиновичу стать лидером западной интеллигенции, поддержавшей его проект Договора об охране культурных ценностей во время вооружённых конфликтов, а также в мирное время (Пакт Рериха). Результаты самой Центральноазиатской экспедиции были настолько обширны, что легли в основу созданного Рерихами Института Гималайских исследований «Урусвати», пополнили коллекции многих музеев мира, внесли значительный вклад в мировую историческую науку, востоковедение, философию. Многие современные петербургские исследователи продолжают двигаться в направлениях, указанных Рерихами.
Как бы продолжая путешествие Рерихов, зрители могут отправиться вслед за петербургским фотографом и режиссером Сергеем Цихановичем, автором трех фильмов о Рерихе, по регионам, которые посещали Рерихи в 1923–1928 годах: различные штаты (тогда княжества) Индии, Ладак (Малый Тибет), Кашгар (Китай), Алтай, Монголия, Тибет. На фотографиях предстают лица местных жителей, пейзажи и памятники культуры, которыми любовались и Рерихи, но одновременно в них бьётся пульс сегодняшней жизни.
Еще один раздел выставки – это серия работ, выполненных в смешанной технике, под названием «Индийские зарисовки». Автор - лауреат Международной премии им. Н. К. Рериха, - Иосиф Капелян, погружает нас в атмосферу Индии, культуру которой высоко ценили и любили Рерихи. Зритель снова может увидеть и пейзажи долины Кулу, и Варанаси, которые возникали на фотографиях С. Цихановича, и другие места, связанные с пребыванием Рерихов в Индии, но уже в интерпретации современного мастера.
Отдельный подраздел выставки посвящен пребыванию Рерихов на Алтае. Помимо баннеров, подготовленных музеем-институтом, и книг, предоставленных обществом «Беловодье», он содержит фотографии Сергея Цихановича и большой портрет Юрия Рериха кисти художницы Илзе Рудзите, которая несколько десятилетий жила на Алтае, а также бубен кумандинского шамана из фондов Бийского краеведческого музея.
Сотрудники Музея-института семьи Рерихов, Юлия Будникова и Дмитрий Делюкин, провели экскурсию для участников торжественного открытия.
Жители и гости Бийска смогут ознакомиться с экспозицией до 18 октября. В период работы выставки запланированы лекции, концерты, показы фильмов о Рерихах.