12 апреля в Музее истории школы К. Мая (14 линия, д. 39) открывается выставка «В космос раньше Гагарина», посвящённая памяти Павла Владимировича Клушанцева (1910—1999), кинорежиссёра, сценариста, писателя, кинооператора высшей категории.
На выставке представлены некоторые книги авторства Павла Клушанцева, газетные статьи о нём и его фильмах, а также книга с дарственной надписью, личные вещи и документы, переданные в музей внучкой кинорежиссёра Яной Клушанцевой. Но главным экспонатом станет модель астронавта, выполненная художником Валентиной Васильевной Малахиевой по чертежам Павла Владимировича, хранившаяся в Музее «Леннаучфильма» до его расформирования.
Павел Клушанцев поступил в школу К. Мая в тревожном 1917 году и учился в ней до 1920 года, его мать в это время работала здесь же делопроизводителем. Семья проживала по адресу: 12 линия В. О., д. 31. Павел Владимирович оставил воспоминания о школе: «Из занятий мне больше всего запомнились два предмета: Закон Божий и труд. На Законе Божьем священник рассказывал про всякие добрые дела и учил молитвам. А на труде в прекрасно оборудованной мастерской нас учили столярному мастерству. Мы научились вполне профессионально пилить доски ленточной пилой, строгать их, соединять шипами. Делать полочки, шкатулки, табуретки и другую бытовую мелочь. Как мне это пригодилось потом! Вообще, в школе были великолепные учителя старой дореволюционной закалки, умеющие заинтересовать предметом, увлечь. Учителя, которых любишь, которых понимаешь и на всю жизнь запоминаешь».
Затем Павел продолжил обучение в интернате на Кирочной улице, а с 1924 года – в 4-й школе на Малой Московской улице. Во время учёбы ему пришлось подрабатывать (отец умер ещё в 1919 году) – он занимался репетиторством, проводил электрические звонки в квартирах, переплетал старые книги, ремонтировал мебель, писал плакаты, рисовал диаграммы и таблицы для лекций в институтах и даже изготовлял макеты для Военно-санитарного музея.
После окончания школы в 1927 году Павел Клушанцев подал заявление о зачислении в Технологический институт, но его не приняли из-за дворянского происхождения, которое он указал в анкете. Ему удалось поступить в Ленинградский фототехникум на факультет кинооператоров, который он закончил в 1930 году.
По распределению он попал на ленинградскую киностудию «Белгоскино», где с 1932 года стал работать в качестве оператора. В 1934 году перешёл на вновь образованную студию «Техфильм», где в 1935 году совместно с Лазарем Анци-Половским дебютировал в качестве режиссёра-постановщика (фильм «Семь барьеров»). В 1938 году основал цех комбинированных съёмок, в 1939 году стал оператором высшей категории.
Во время Великой Отечественной войны занимался документальными съёмками в блокадном Ленинграде. 28 февраля 1942 года вместе с женой и дочерью был эвакуирован в Новосибирск. В тылу продолжил работать на студии «Сибтехфильм», выпускавшей военно-учебные фильмы.
Научно-фантастические мотивы впервые появились в творчестве Клушанцева в фильме «Вселенная» (1951). Затем в картине «Дорога к звёздам» (1957). В 1962 году вышел художественный фильм «Планета бурь» по одноимённой повести Александра Казанцева, снятый совместно с «Ленфильмом». Фильм имел огромный успех, права на его прокат приобрели 28 стран мира.
Павел Владимирович был знаком и встречался с генеральным конструктором советских ракетно-космических систем Сергеем Королёвым, активно работал с научными консультантами: профессором Михаилом Тихонравовым (коллега С. Королёва), академиком Владимиром Котельниковым, членами-корреспондентами Академии наук СССР астрофизиками Иосифом Шкловским и Николаем Кардашёвым.
Павел Клушанцев – автор многих изобретений, новаторских приёмов и технических приспособлений, в том числе стабилизатора камеры для съёмок с воздуха, аппарата для подводной съёмки, способа получения цветного изображения, точечного экспонометра, автофокуса, призмы Клушанцева (для одновременной съёмки натуры и рисунка), люминесцентного метода (совместно с оператором Анатолием Лаврентьевым) и других. Придуманные им новые и эффективные методы и приёмы комбинированных съёмок впоследствии были заимствованы рядом других режиссёров, включая Стэнли Кубрика, Джорджа Лукаса, Ридли Скотта, а также специалистами по спецэффектам, такими как Роберт Скотак. Д. Лукас называл Клушанцева крёстным отцом «Звёздных войн».
В 1990 году американский постановщик спецэффектов Роберт Скотак разыскал Павла Клушанцева, а в апреле 1992 года посетил его в Санкт-Петербурге. Желая сохранить хотя бы часть своих знаний, Клушанцев безвозмездно передал Скотаку описания, фотографии и чертежи многих своих кинотрюков. Скотак использовал его профессиональный опыт в своей работе, в том числе в съёмках фильма «Терминатор 2: Судный день», который в 1992 году был удостоен премии «Оскар» за лучшие спецэффекты.
Всего за годы своей творческой деятельности Клушанцев снял более ста научно-популярных фильмов и сюжетов для кинопериодики.
Павел Владимирович является автором ряда научно-популярных книг для детей и юношества. Совокупный тираж только советских изданий его книг превысил полтора миллиона экземпляров. Его работы переведены на 16 языков и изданы в 12 странах мира. Многие научно-популярные очерки Клушанцева публиковались в ежегодниках «Хочу всё знать» и «Глобус».
Скончался Павел Владимирович Клушанцев 27 апреля 1999 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище.
Фильмография
• 1935 – Семь барьеров (совместно с Л. Анци-Половским)
• 1937 – Неустрашимые (совместно с Л. Анци-Половским)
• 1943 – Сибирь в дни войны
• 1946 – Полярное сияние
• 1948 – Метеориты (диплом на IX Международном кинофестивале в Венеции)
• 1951 – Вселенная (совместно с Н. Лещенко; премия за фильм на VII Международном кинофестивале в Карловых Варах и диплом на IV кинофестивале документальных фильмов в Париже)
• 1956 – Тайна вещества (премия за лучший научно-популярный фильм на IX Международном фестивале в Карловых Варах)
• 1957 – Дорога к звёздам (вторая премия на I Всесоюзном кинофестивале в разделе научно-популярных фильмов и особая премия за комбинированные съёмки, а также диплом на III Международном кинофестивале документальных и научно-популярных фильмов в Монтевидео)
• 1960 – Колебания и волны (диплом на Всесоюзном смотре учебных фильмов)
• 1962 – Планета бурь (в перемонтированном и переозвученном виде использован в американских фантастических фильмах «Путешествие на доисторическую планету» (1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968))
• 1965 – Луна (золотая медаль «За удачное сочетание науки и фантастики» на IV Международном кинофестивале научно-популярных и фантастических фильмов в Триесте)
• 1968 – Марс (диплом на Смотре произведений ленинградских кинематографистов)
• 1970 – Вижу Землю!
• 1972 – Веление времени (золотая медаль на Всесоюзном смотре фильмов, посвящённых организации производства)
Библиография
• К другим планетам! – Л.: Детгиз (Ленингр. отделение), 1959. – 64 с. (переиздана в 1962 году)
• О чём рассказал телескоп. – Л.: Детгиз (Ленингр. отделение), 1962. – 64 с. (переиздана в 1972, 1980, 1984, 1986 и 1989 годах)
• Станция «Луна». – Л.: Детская литература (Ленингр. отделение), 1965. – 64 с. (переиздана в 1974 году)
• Отзовитесь, марсиане! – Л.: Детская литература (Ленингр. отделение), 1968. – 143 с. (переиздана в 1976 году)
• Дом на орбите. – Л.: Детская литература (Ленингр. отделение), 1975. – 80 с.
• Одиноки ли мы во Вселенной? – Л.: Детская литература (Ленингр. отделение), 1981. – 190 с.
• В стороне от больших дорог. – СПб.: Сеанс, 2015. – С. 303.