Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:
08.09.2015

Цикл лекций «Неорусский стиль»

В новом учебном году (2015/2016) старший научный сотрудник Музея-института семьи Рерихов, кандидат искусствоведения Анна Александровна Савкина начинает в Лектории музея-института для всех посетителей следующий цикл лекций:

Программа

  1. Национальные формы стиля «модерн». 30 сентября 2015 года.
    Лекция рассматривает направления в русле модерна, обращавшиеся к национальным традициям. В целом, стилистика модерна испытала заметное влияние искусства японской гравюры и изысканного декоративно-прикладного искусства, художники модерна черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций. Но мастера модерна черпают вдохновение и в национальном искусстве.
    Традиционные формы оказали огромное влияние при формировании модерна в Скандинавии, Испании и России.
    Национальный романтизм, возникший в русле модерна, в архитектуре Швеции и Финляндии побудил авторов проектов, как и прерафаэлитов, обратиться к средневековому прошлому. Формы романских замков, образы скандинавской мифологии сформировали суровый и вместе с тем сказочный облик зданий. Национальный романтизм Скандинавии оказал влияние на петербургскую архитектуру, что на рубеже XIX–XX веков в Санкт-Петербурге сложился близкий финскому вариант стиля, получившего позже название «северный модерн».
    В отечественной архитектуре выразительно проявился неорусский стиль, широко использовавшей мотивы древнерусского зодчества в целях возрождения национального своеобразия русской культуры.
    В архитектуре Испании, а точнее, Каталонии (постройки модерна, или, как его там называют, «модернизмо», концентрируются почти исключительно в этой испанской области), «новый стиль» использует формы средневековой испанской и мавританской архитектуры.
     
  2. Роль художественных объединений в формировании неорусского стиля. 28 октября 2015 года
    Лекция рассматривает вклад художественных объединений в формирование национальных вариантов модерна. Обращаясь к заложившему программу модерна Движению искусств и ремёсел, анализируется деятельность мамонтовского художественного кружка, кружка, сложившегося в Талашкино и Общества Возрождения художественной Руси.
    Формирование свободного и оригинального стиля, обращающегося к самобытным национальным традициям во многом обязано Движению искусств и ремёсел (Arts & Crafts). Его участники занимались ручной выработкой предметов декоративно-прикладного искусства, стремясь к сближению искусства и ремесла.
    Абрамцевский художественный кружок – артистическое содружество, сложившееся вокруг С. И. Мамонтова. Его подмосковное имение «Абрамцево» оказалось крупным очагом русской культуры. Художественная жизнь Абрамцева – история формирования неорусского стиля. В Абрамцево началось возрождение утраченных и забытых русских народных ремёсел: резьбы по дереву, изразцов, вышивки. Художники устраивали экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся там древних памятников архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного, искали образцы народного творчества в окрестных деревнях. Члены кружка организовали в Абрамцево столярно-резчицкую, вышивальную и гончарную мастерские.
    Другим художественным содружеством, объединившимся вокруг творчески увлечённого мецената, стало Талашкино. М. К. Тенишева пригласила сюда известных живописцев, скульпторов, архитекторов, мастеров прикладного искусства. Профессиональные художники, многие из которых входили также в Абрамцевский художественный кружок, работали в Талашкино рядом с народными мастерами из соседних деревень, стремясь возродить традиции народного искусства. В Талашкино были организованы резчицкая, столярная, керамическая и вышивальная мастерские. Продукция мастерских неоднократно экспонировалась на художественных выставках в России и за рубежом.
    Хозяева и гости Талашкино собирали предметы «русской старины» – от уникальных древнерусских ювелирных изделий и икон до современной им крестьянской бытовой утвари, народной вышивки, росписи и резьбы по дереву. Образы и мотивы народного искусства питали творчество мастеров, представлявших неорусское направление в рамках стиля модерн.
    Большую роль не только в развитии неорусского стиля, но и в сохранении традиций национального искусства сыграло Общество Возрождения художественной Руси – художественное объединение, организованное по инициативе мецената князя А. А. Ширинского-Шихматова, но при поддержке императора Николая II. В него входили художники, историки искусства, коллекционеры и меценаты. Общество было призвано содействовать «распространению в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшему его развитию в применении к современным условиям».
    Члены общества в своём творчестве стремились возродить традиции русского искусства с их выразительным художественным языком и богатой орнаментикой. Они планировали экспедиции с целью изучения памятников русской старины, ставили задачи «обличать подделки и бороться с искажениями», содействовать собирательству произведений древнерусского искусства и их популяризации. Общество ставило перед собой задачи исследования художественных памятников русской старины, содействия имеющимся хранилищам русских древностей, а также создания в Петербурге отдельного хранилища произведений древнего русского творчества. Планировалось войти в контакт с рисовальными школами, ремесленными и кустарными мастерскими, чтобы предложить им специально разработанные учебные программы и образцы древнего искусства.
     
  3. Синтез искусств в неорусском стиле. Проекты А. В. Щусева и Н. К. Рериха. 25 ноября 2015 года
    Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Лекция рассматривает произведения русских художников, в частности, А. В. Щусева и Н. К. Рериха, в которых архитектура и живопись соединяются в единую гармоничную композицию. Во многом это зависело от художественной программы мастеров. А. В. Щусев, разрабатывая проекты церквей, использовал формы новгородской и псковской архитектуры XII–XIV веков и московского зодчества XV века. Н. К. Рерих в эскизах мозаик и фресок также вдохновлялся искусством Новгорода, Пскова и древней Москвы, но уже в рамках единой композиции синтезируя их традиции с домонгольской иконописью Киева, византийскими образцами и стилистикой итальянского проторенессанса.
    Проекты Н. К. Рериха легли в основу мозаичного убранства Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пархомовка Киевской области, а также Троицкого собора Почаевской Лавры на Тернопольщине. В 1903–1907 годах архитектором В. А. Покровским был построен ансамбль церкви в селе Пархомовка. В 1906 году Н. К. Рерих разработал четырнадцать эскизов мозаик и росписей для наружного и внутреннего убранства храма. Из них были выполнены лишь две мозаики на наружных стенах храма, в этих работах ощущается влияние Софийского и Михайловского соборов в Киеве.
    В 1906–1912 годах в Почаевской лавре по проекту А. В. Щусева был построен Троицкий собор. Проект опирался на лучшие образцы русского зодчества XV века, копируя внешний вид Троицкого собора Троице-Сергиевской лавры. Для южного портала Троицкого собора Н. К. Рерих создал эскиз мозаики «Спас Нерукотворный и князья святые». С работами для храмов Украины связано стремление Н. К. Рериха возродить принципы древнерусской мозаики. Художник отказался от характерных для мозаичных работ конца XIX – начала XX века измельчённых, зеркально отшлифованных материалов. Он остановил свой выбор на горящей чудесными переливами нешлифованной смальте. Значительность образа, выразительность композиции, крупные куски смальты делают мозаики Н. К. Рериха подлинно монументальными. Техника мозаики соответствовала стремлению художника воплощать в искусстве вечное.
    При создании Покровской церкви Марфо-Мариинской обители (1907–1912, 1914) А. В. Щусев сотрудничал с М. В. Нестеровым. В этой работе, несмотря на художественную гармонию форм, пластично повторяющих архитектурные элементы, прослеживается диссонанс между художественными программами архитектора и живописца. Здесь Нестеров поставил перед собой задачу освободиться от влияния васнецовского стиля и найти свой язык в религиозной живописи. А. В. Щусев же возводил Покровскую церковь обители в духе новгородско-псковской архитектуры XII–XVI веков и стремился к стилизации и в живописи. Несмотря на разногласия, М. В. Нестеров ввёл в росписи церкви стилистику своих станковых работ (пастозность письма, пейзаж, оттеняющий психологическое состояние героев композиций). Результатом некоторого компромисса с пожеланиями Щусева стало исполнение образов иконостаса. Алтарная преграда и ряд росписей, образующих с ней зрительную связку, наиболее органично вписывающимися в архитектуру храма.
     
  4. Традиции русского искусства в живописи символизма. Произведения Н. К. Рериха. 23 декабря 2015 года
    Лекция обращается к традициям иконописи и русского народного искусства в живописи символизма. В целом для художников рубежа XIX–XX веков характерно искать источники вдохновения в национальной культуре. Русские мастера обращались к допетровской иконе, формам деревянной резьбы, вышивок и росписей прялок и как к выразительным по художественному языку образцам, оживлявшим своей непосредственностью сухой академизм, и как к поэтичным образам со сложившейся системой символов. Символизм обогащается традиционным искусством, расширяя и арсенал выразительных средств, и палитру художественных образов.
    В XIX – начале ХХ столетия русские историки и искусствоведы осознают проблему художественного языка иконописи и стремятся возродить традиции русской допетровской живописи. В 1901 году Николай II учреждает «Комитет попечительства о русской иконописи» под председательством Н. П. Кондакова, изучавшего византийскую и древнерусскую иконографию.
    Наиболее последовательным интерпретатором традиций Древней Руси в религиозной и станковой живописи был Н. К. Рерих. Он обращался к древнерусской иконе как тонкий стилизатор, используя художественные приёмы домонгольской живописи, византийского искусства и итальянского проторенессанса. Вместе с тем художник вольно трактовал каноническую иконографию, добиваясь в первую очередь эмоциональной выразительности.
    Примером подобного синтеза православной художественной традиции и модерна могут служить эскизы мозаик церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (архитектор В. А. Покровский, 1906), эскизы мозаик для церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (архитектор В. А. Покровский) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910), мозаики церкви св. Духа в Талашкине (1910–1914), иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми (1907), эскизы для росписи часовни Св. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), панно для виллы Лившиц в Ницце (1914).
    Для анализа особый интерес представляет Пермский иконостас, представленный на выставке в Музее-институте семьи Рерихов.
    Станковые работы Н. К. Рериха не только используют выразительность древнерусского искусства, но погружают зрителя в мир славянской поэтики, соединившей языческие и православные образы. Работы «славянской серии», задуманные художником ещё в ученическую пору, представляют древность с точки зрения не только художника, но и учёного-археолога, поэта и философа. Эпический «Богатырский фриз» (1910) по своей патетике, условной декоративности приближается к монументальной живописи. А картина «Три радости» (1916) представляет для созерцания обобщённую модель гармоничного мира.
     
  5. Традиции и новаторство в декоративно-прикладном искусстве. Проекты мебели Н. К. Рериха. 20 января 2016 года
    Лекция рассматривает декоративно-прикладное искусство модернас точки зрения формальных экспериментов. В начале ХХ столетия перед мастерами встает проблема стиля, оригинальности и выразительности художественных произведений, адекватного выражения образа через форму. Исследователи указывают на несоответствие между теоретическим обоснованием формообразования и практическим применением новых и традиционных форм в русском искусстве, в отличие от стилистических поисков У. Морриса и Х. Ван де Вельде. В декоративно-прикладном искусстве модерна отсутствует единая линия.
    Особый интерес вызывает синтез теоретической мысли и практическое применение концепции в художественных произведениях. Теория и художественное воплощение соединились в работах Н. К. Рериха. Анализируя прототипы формообразования в произведениях декоративно-прикладного искусства, он предложил использовать археологические материалы, в частности, произведения пермского звериного стиля. Впервые эта идея была представлена в статье «Нехудожественность наших художественных магазинов» в журнале «Искусство и художественная промышленность» (1899). Художник проиллюстрировал статью собственными проектами мебели, использующими произведения пермского звериного стиля в качестве декоративных элементов. Однако приведенные примеры скорее утрированно археологичны, мы видим здесь прямые цитаты, комбинацию из различных предметов древнего культа, и кроме того, они остались только проектами. Эти эскизы – в первую очередь концепция, новый взгляд на археологические мотивы.
    Более значимы воплощённые в материале произведения – предметы мебели для имения княгини М. К. Тенишевой Талашкино. Когда Н. К. Рерих переходит к созданию реальных, а не умозрительных проектов, перед ним встают задачи прочности и эргономичности конструкции, которые очевидно не ставились в проектах 1899 года. Декоративно-прикладные произведения, выполненные в талашкинских мастерских, исследователи относят, как правило, к неорусскому стилю, однако в эскизах Н. К. Рериха ясно прослеживаются мотивы «чудских бляшек и пронизок», а вся их конструкция в целом близка пластической системе «северного модерна» с ярко выраженной тектоникой.
    Декоративно-прикладные произведения Н. К. Рериха, как оставшиеся в проектах, так и выполненные в материале, имеют разную пластическую систему, но и эскизы, и сами предметы вводят в арсенал формообразования модерна археологические мотивы, обогащая не только его тематику, но и художественный язык.

Начало лекций: 19.00. Место проведения: ауд. 203 (2 этаж).

Все дополнительные сведения об организации цикла можно получить в Научной службе Музея-института семьи Рерихов, либо по телефону +78123270830.

Ответственный секретарь Лектория Дарья Сергеевна Прокушева (science.misr@gmail.com)

Eye просмотров: 3672
Другие новости:
25.09.2024 2 октября участие в обзорной экскурсии в 19:00 только по предварительной записи 25.09.2024 Цикл концертов инструментальной музыки «Дуэт рояля и контрабаса» (25 сентября - 25 декабря) 22.09.2024 Санитарный день 26 сентября 14.09.2024 С 20 сентября (пятница) возобновляется работа Лектория 25.08.2024 Санитарный день 29 августа 16.08.2024 День рождения Юрия Николаевича Рериха 30.07.2024 Концерт 31 июля не состоится по техническим причинам 18.07.2024 25 июля музей-институт не будет закрываться на санитарный день 16.07.2024 17-18 июля два выставочных зала будут закрыты 08.07.2024 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности 05.07.2024 5 июля музей открыт для посетителей только до 15.00 24.06.2024 Цикл концертов инструментальной музыки «Дуэт рояля и контрабаса» 23.06.2024 Санитарный день 27 июня 22.06.2024 22 июня – День памяти и скорби 19.06.2024 Концерт вокальной музыки «Радость» переносится на 27 июля 12.06.2024 С Днём России! 09.06.2024 9 июня отмечается День рождения Бориса Константиновича Рериха, младшего брата Николая Константиновича Рериха 07.06.2024 Конкурс на присуждение Международной премии имени Николая Рериха в 2024 году 06.06.2024 Специалисты МИСР разработали уникальный способ определения подлинности произведений искусства 26.05.2024 Санитарный день 30 мая