Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:
08.09.2015

«Современное концептуальное искусство»

В новом учебном году (2015/2016) старший научный сотрудник Музея-института семьи Рерихов, кандидат культурологии Мария Николаевна Чеснокова читает в Лектории музея-института для всех посетителей следующий цикл лекций:

Программа

  1. Н. К. Рерих и русский футуризм.  27 сентября 2015 года
    Лекция посвящена одному из наиболее заметных явлений мирового авангардного искусства – футуризму. 
    В феврале 1908 года итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал в Париже первый «Манифест футуристов», провозгласивший рождение нового творчества, созвучного новому веку. В скором времени вокруг него сплотилась группа прогрессивных художников, в которую вошли Умберто Боччони (1882—1916), Карло Карра (1881—1966), Джакомо Балла (1871—1958), Джино Северини (1883—1966) и Луиджи Руссоло (1885—1947). Однако футуризм не стал специфически-национальным направлением в искусстве, развившись далеко за пределами Италии в самостоятельное, самобытное и значительное явление русского футуризма.
    Футуризм относится к тем художественным направлениям внутри культуры, которые стали на путь последовательного отказа от реалистических основ искусства. Стремясь создать искусство будущего, футуристы отрицали традиционную культуру со всеми её нравственными и художественными ценностями, провозглашая культ машинной цивилизации, больших городов, высоких скоростей, движения, силы и энергии.
    Среди ярчайших представителей футуризма в России следует назвать имя Д. Д. Бурлюка (1882—1967). Среди его работ есть удивительные по силе символического языка произведения «Портрет профессора Н. К. Рериха» (1929), «Звезда Бринтона» (1924). 
    Николай Константинович Рерих не относится к числу художников, для которых первостепенное значение имел поиск новаторских форм, порою эпатирующих зрителя. Художник неизменно призывал не забывать прошлое, бережно относиться к наследию и дарить новую жизнь тому, что оказывается незаслуженно забыто. Однако, хотя такая позиция и противоположна духу футуризма, Н. К. Рериха связывало с деятелями этого направления в искусстве плодотворное общение.
     
  2. Дадаизм, сюрреализм – предшественники концептуального искусства.  25 октября 2015 года
    Лекция посвящена направлениям в искусстве модернизма – дадаизму и сюрреализму.
    Дадаизм – это сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов, утверждающее художественную концепцию: мир – бессмысленное безумие. Дадаизм выражал протест интеллигенции против войны и культуры, приведшей к войне. Он не выдвигал позитивных идеалов. 
    Сам термин «Дадаизм» был предложен Гансом Арпом в 1916 году. «Манифест Дада» написал зачинатель направления поэт Тристан Тцара (настоящее имя Самуил Розеншток; 1896—1963). Т. Тцара: «Война разрушила гуманистическую цивилизацию, подрывая её основы – мысль и язык. Из этой необходимости и возникло слово «дада» – лепет ребёнка или старика».
    Среди наиболее значительных нововведений дадаизма стало использование «найденного объекта» и изобретение «реди-мейда» – произведения искусства, собранного из предметов обихода. Эстетизация бытовых предметов, которые выставлялись без каких-либо изменений, заставила задуматься о природе искусства и трансформации объекта при экспонировании в музее или галерее.
    Направление в искусстве, генетически связанное с дадаизмом – сюрреализм (франц. “сверх-реализм”, “над-реализм”).
    Это направление в литературе и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896-1966). Первым сюрреалистическим произведением считают опубликованные в 1919 году “Магнитные поля” А. Бретона и Ф. Супо, а сюрреалистическое движение как таковое начинает функционировать с 1924 года. Термины “Сюрреализм”, “сюрреалистический” впервые появляются в 1917 году в программе Ж. Кокто к “сюрреалистическому балету” “Парад” Э. Сати и почти одновременно в предисловии и подзаголовке “сюрреалистической драмы” Г. Аполлинера “Груди Тиресия, сюрреалистическая драма в двух актах и с прологом” (1918).
    С точки зрения философии для сюрреализма характерен антирационализм и субъективизм, в своей теории он опирается на труды Беркли, Канта, Ницше, Бергсона и др., и особенно на Гегеля, воспринятого в 20-е гг. через призму толкования Кроче. Сюрреалисты проявляли также большой интерес к алхимии и оккультным наукам. Решающее влияние на сюрреализм оказал психоанализ Фрейда.
    Дадаизм и сюрреализм являются предшественниками концептуального искусства. Такие важнейшие приёмы как использование выставочного контекста для «превращения» утилитарного предмета в произведение искусства, использование текста, языка человеческого общения в произведении изобразительного искусства, унаследованы концептуализмом именно от них.
     
  3. Минимализм, поп-арт и концептуальное искусство.  29 ноября 2015 года
    Лекция посвящена трём связанным между собой направлениям в искусстве, ставшим наиболее значительными во второй половине XX – начале XXI веков.
    Поп-арт – одно из мощных художественных направлений, оказавших значительное воздействие на творчество художников, как работавших в его русле, так и отталкивавшихся от поп-арта как антагонистического явления. Говоря о поп-арте нельзя не отметить иронию как ключ ко многим произведениям этого направления. Подобно тому, как дадаисты нашли способ создавать произведения искусства, не изменяя готовые объекты серийного производства, так и художники поп-арта перенесли объекты, которыми насыщена визуальная среда общества потребления, на холст, не трансформируя и не интерпретируя визуальное клише, вырванное из рекламного контекста. Можно утверждать, что поп-арт является ответом на вызовы общества потребления (следуя терминологии Арнольда Тойнби), хотя и использует привычные, стереотипные для него образы и клише.
    Минимализм (minimal art – англ.: минимальное искусство) – художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (чёрный, серый), малых объёмов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства.
    Минимализм явился прямым предшественником концептуального искусства. Концептуализм называют последним крупным движением авангарда. Однако следует оговориться, что в данном случае имеется в виду широкое понимание термина «авангард» как художественного пути, альтернативного классическому. 
    Концептуализм формируется в 1960–1980-х годах. В основе феномена – понимание творчества как исследования языка искусства. На первый план в концептуализме выдвигается концепт – замысел произведения, выраженный в виде формализованной идеи, его вербализированной концепции; документально зафиксированный проект. Суть арт-деятельности усматривается концептуалистами не в выражении или изображении идеи (как в традиционных искусствах), а в самой “идее”, в её конкретной презентации, прежде всего, в форме словесного текста, а также сопровождающих его документальных материалов типа кино-, видео-, фонозаписей. Сам артефакт в виде картины, объекта, инсталляции, перформанса или любой иной акции является приложением к документальному описанию. Главное в концептуализме – именно документальная фиксация концепта; его реализация (или её варианты) желательна, но не обязательна. Акцент в визуальных искусствах т.о. переносится из чисто визуальной сферы в концептуально-визуальную, от перцепции к концепции, т.е. с конкретно-чувственного восприятия на интеллектуальное осмысление.
     
  4. Концептуальные выставки. 13 декабря 2015 года
    В лекции рассматриваются понятия «Выставка», «Концепт», «Концепция». Описаны разновидности концепций музейной экспозиции. 
    Концептуальная выставка может быть выделена как отдельное явление с изрядной долей условности. Однако можно рассмотреть её определяющие признаки. 
    Признаки концептуальной выставки:
    • Новизна. Наличие оригинальной идеи. Новый взгляд на рассматриваемую тему, на искусство.
    • Разработка и письменное оформление концептуального блока выставки.
    • Построение экспозиций по принципу единого целостного архитектурно-художественного комплекса. Превращение экспозиции выставки в самостоятельное художественное целое - произведение искусства, в котором куратор выступает в качестве равноправного автора наравне с экспонентами;
    • Активное включение в концепцию выставки научно-исследовательской составляющей, анализа реального художественного процесса;
    • Выпуск издательской продукции по принципу комплексов (каталог, афиша, приглашения, бейджи);
    • Укрепление, активация социально-профессиональных связей искусствоведов, специалистов иных профессий; использование междисциплинарного, культурологического подхода в изучении искусства;
    • Многовариантность прочтения кураторской концепции;
    • Выход в природное и урбанистическое пространство.
    Проанализированы представления Н. К. Рериха, К. С. Малевича, Ф. И. Шмита, М. В. Фармаковского о различных возможностях и перспективах экспонирования. Основные типы, вариации экспонирования хорошо известны и широко распространены. Однако возможны ли альтернативные пути построения музейной экспозиции? Этим вопросом ещё в начале XX века задавались многие деятели культуры, причём отнюдь не только непосредственно связанные с музеем. Интересные идеи относительно размещения экспонатов принадлежат Н. К. Рериху. 
    Н. К. Рерих принимал участие в создании нескольких музеев в России и за рубежом и уделял большое внимание музейной работе. В своём очерке «Собирание» Н. К. Рерих писал о сопоставлении живописи художников Проторенессанса, новгородских икон и произведений древнего Китая, сопоставлении, позволяющем обратиться к тем глубинным творческим исканиям, которые движут художником вне зависимости от того, в какую эпоху и в какой стране он живёт.

Начало лекций: 16.00. Место проведения: ауд. 203 (2 этаж).

Все дополнительные сведения об организации цикла можно получить в Научной службе Музея-института семьи Рерихов, либо по телефону +78123270830.

Ответственный секретарь Лектория Дарья Сергеевна Прокушева (science.misr@gmail.com)

Трансляция ведется на youtube-канале Музея-института семьи Рерихов.

Eye просмотров: 1536
Другие новости:
21.06.2022 Конкурс на присуждение Международной премии имени Николая Рериха 16.06.2022 Новости партнеров 09.06.2022 137 лет со дня рождения Бориса Константиновича Рериха 09.06.2022 Рерихи о Петре Великом и его времени 08.06.2022 О работе музея в праздничные дни 02.06.2022 Уважаемые посетители! 23.05.2022 112-я годовщина со дня рождения Людмилы Степановны Митусовой (1910–2004) - основательницы Музея-института семьи Рерихов 19.05.2022 Конкурс отзывов об учреждениях культуры 17.05.2022 Уважаемые посетители! 13.05.2022 Уважаемые посетители! 10.05.2022 Ушел из жизни Андрей Владимирович Гнездилов (1940-2022 гг.) 09.05.2022 Николай Константинович Рерих "Крылья Победы" (20 сентября 1943 г.) 05.05.2022 Информация для посетителей 01.05.2022 Вниманию посетителей! 01.05.2022 Николай Константинович Рерих "Первое мая" 29.04.2022 Уважаемые посетители! 27.04.2022 Внимаю посетителей! 23.04.2022 23 апреля - День памяти Людмилы Степановны Митусовой 18.04.2022 Ушел из жизни скульптор Виктор Владимирович Зайко 10.04.2022 Вниманию посетителей!