Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Беседы Учителя. Как прожить свой серый день.

На обложке книги серебристыми буквами надпись: «Беседы Учителя». Кого-то это может заинтриговать, у кого-то вызвать недоверие: что за безымянный Учитель и кто всё это написал? Подзаголовок – «Как прожить свой серый день» – напоминает что-то из литературы по «бульварной» психологии. Не будем спешить делать выводы, а лучше заглянем под эту твёрдую тёмно-синюю, формата всего-то 1/32 обложку.

После краткого редакционного вступления, рассказывающего о творческой судьбе солистки Большого театра К. Е. Антаровой, помещена автобиографическая статья самой Коры Евгеньевны. В ней автор описывает эпизоды из своей сценической деятельности: как она подбирала «ключи» к образу графини из «Пиковой дамы» П. И. Чайковского. Дальше идут собственно «Беседы Учителя» числом семнадцать и «Наставления» в количестве восемнадцати. Завершают книгу воспоминания Е. Ф. Тер-Арутюновой, основной мотив которых – поиски и обретение духовных учителей, и очерк Н. А. Тоотс «Из единого источника знаний». Только прочитав подряд все эти тексты, можно оценить изящество композиции книги: бриллианты – сами беседы и наставления Учителя – помещены в изящную оправу. В беседах излагается суть Учения, наставления обращены не к одному ученику, но к Кругу, а «изящной оправой» я называю предваряющие и заключающие основной корпус тексты, в которых между строк читаются реальные примеры того, как духовный опыт, полученный от Учителей, качественно меняет повседневную жизнь учеников. В заключительном очерке делается попытка объяснить то, что в традиции передачи эзотерических знаний объяснять не принято: кто же тот загадочный Учитель? Автор хотела привести читателя к мысли, что все знания происходят из одного Источника и не важно, чьей рукой или чьими устами они переданы. Однако не обошлось без упоминаний, хотя и сделанных вскользь, о противоречиях, раздиравших Теософское общество, борьбе самолюбий и прочем. Это, увы, резко контрастирует с главным содержанием книги. Беседы и Наставления только пронумерованы, темы их никак не обозначены, и сначала это может привести к растерянности: с чего начать. Но стоит только начать, и оказывается, что это отсутствие заявленной темы бесед даёт и Учителю и ученику невероятную свободу. Мысль разветвляется и никогда не известно, каков будет итог. А его и нет. Одна беседа плавно перетекает в другую. Если кто-то умеет читать кириллические тексты справа налево, можно, вероятно, попробовать и такой способ прочтения Бесед Учителя. Но не думайте, что это отсутствие строгой последовательности изложения и морали в конце, означает одновременное отсутствие сути. Суть в том, что слова Учителя сказаны для того, чтобы ученик смог ярко прожить свой самый серый день и сделать его ярким для других.

Е. Л. Бутенко