Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Календарный план работы лектория музея-института на 2021-2022 г.г.

Цикл лекций «Фольклорные сюжеты в творчестве Н. К. Рериха»

Лектор – С. Ю. Харькова, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов, аспирантка отдела фольклора
Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

2021 год

Пятница, 18.00

На лекциях нового цикла предлагается более подробно познакомиться с отдельными художественными произведениями Николая Константиновича Рериха, связанными с его интересом к русской народной культуре. Особое внимание художника привлекали былины – жанр фольклора, отразивший народное представление об истории. Картины, посвящённые сюжетам былин, будут рассматриваться в контексте творческого пути художника, а также на фоне истории развития науки о фольклоре. О произведениях будет сообщаться их история создания и бытования, художественные особенности, а также будет рассказано о взглядах исследователей на сюжеты, легшие в основу картин. Кроме того, в лекциях будет освещаться отражение интереса к русскому героическому эпосу в литературном, публицистическом, эпистолярном наследии Николая Рериха. Предполагается дальнейшая разработка тематики курса в лекциях следующего года.

1. «Фольклорные сюжеты в творчестве Н. К. Рериха:
введение в проблематику»

Проблема «художник и фольклор» в современной науке: искусствоведческий и фольклористический подходы. Народная культура в творчестве Н. К. Рериха (художественное отражение фольклорных сюжетов и героев, народных представлений и обрядов). О былинах в культурной и научной жизни России конца XIX – начала XX века.

2. «Н. К. Рерих и В. В. Стасов: к вопросу об отношении к народной культуре»

Владимир Васильевич Стасов – выдающийся деятель отечественной культуры; его взгляды на изобразительное искусство и народную культуру. Труд В. В. Стасова «Происхождение русских былин» и его влияние на русскую фольклористику. Н. К. Рерих и В. В. Стасов: встречи и переписка.

3. «Работы Н. К. Рериха “Утро богатырства Киевского” и
“Вечер богатырства Киевского”»

Раннее творчество Н. К. Рериха. Интерес молодого художника к сюжетам из русской старины. О былине «С каких пор перевелись богатыри на Святой Руси». Рисунок «Богатырь» (1895), эскизы фресок «Утро богатырства Киевского» и «Вечер богатырства Киевского» (1895-1896): история создания, художественные особенности, история бытования.

2022 год

Пятница, 18.00

4. «”Богатырский фриз” Н. К. Рериха в доме Бажанова (часть 1)»

Дом Бажанова – замечательный памятник русского модерна. Н. К. Рерих и М. А. Врубель: два взгляда на русский героический эпос в одном особняке. История создания и бытования «Богатырского фриза» (1909-1910). Сюжеты и стилистические особенности панно, входящих в фриз.

5. «”Богатырский фриз” Н. К. Рериха в доме Бажанова (часть 2)»

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко», «Вольга и Микула»: сюжеты, их распространение в конце XIX – начале XX века, отражение в искусстве. Трактовка образов былинных героев в «Богатырском фризе».

6. «Богатырская (Героическая) серия Н. К. Рериха времён Великой Отечественной войны»

Русская тема в зрелом творчестве Н. К. Рериха. О героях русских былин Святогоре, Микуле Селяниновиче и Настасье Микуличне. Работы Н. К. Рериха «Великий Пахарь – Микула Селянинович» (1937), «Богатыри проснулись» (1940), «Святогор» (1942 или 1938), «Настасья Микулична» (1943): история создания и бытования, художественные особенности.

7. «Былинная тематика в нехудожественном наследии Н. К. Рериха»

Отношение Н. К. Рериха к народному эпосу – по материалам эпистолярного, публицистического и литературного наследия. Предание о былинном герое Косте Новоторженине, записанное Е. И. Шапошниковой (в замужестве – Рерих).

 

Цикл лекций «Индийские женские божества»

Лектор – С. В. Пахомов, доцент кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена

2021 год

Суббота, 16.00

1. «Служить орудием познания: женские божества в тантрическом индуизме»

Тантрический индуизм вырастает из общеиндийского поклонения женским божествам, имеющего очень архаические истоки. Вокруг тантрических богинь со временем складывается довольно сложный, разветвлённый культ со своими ритуальными практиками, маршрутами паломничества, храмами, иконографией. В частности, появляется группа «64 йогини», а также ещё более известная группа «десяти великих знаний» (дашамахавидья), куда входят такие богини, как Кали, Тара, Чхиннамаста, Трипурасундари и др. Как верят поклонники, женские тантрические божества даруют широкий спектр благ, имеющих отношение как к ценностям окружающей жизни, так и к окончательному освобождению от мира сансары.

2. «Аватары и манифестации: становление образов вишнуитских богинь»

Уже в ведийских текстах встречаются славословия в честь богини славы и удачи Шри, которая отождествляется с образом богини Лакшми. Она символизирует красоту, счастье, успех в жизни, материальное процветание, её очень любят индийцы, справляющие в честь богини праздник огней – Дивали. Лакшми – верная и почтительная супруга великого бога Вишну. Параллельно развиваются другие вишнуитские образы, в частности, Ситы, супруги великого героя Рамы, и Радхи, возлюбленной бога Кришны. Вишнуитские богини в чем-то продолжают ведийскую линию почтительности жён своим мужьям, что отвечает патриархальным настроениям традиционного индийского социума.

3 «Ренессанс женственности: женские религиозные образы в средневековом индуизме»

Многовековая эпоха невнимания к женской религиозности постепенно исчезает к индуистскому периоду развития национальной религиозности. Культы многочисленных женских божеств успешно развиваются на Индостане. Составляются различные шактистские тексты. Индийская художественная литература также не оставляет без внимания женскую религиозность. На лекции пойдёт речь о мифах, культах и образах различных женских божеств, остававшихся в тени на предыдущих занятиях курса (например, Сарасвати, Моноша, апсары и мн. др.).

4. «Сила, Природа, Речь и Иллюзия: женские мотивы в традиционной индийской философии»

Индийская философия насчитывает свыше двух тысяч лет своего существования. Женские мотивы, особенно те, что были связаны с тематикой плодородия и происхождения мира, были источником вдохновения индийских мыслителей с самого начала развития философии. В школе санкхье немало места отводится рассуждениям о первоматерии-Пракрити, адвайта-веданта размышляет о космической иллюзии-Майе, философия йоги и тантры ставит в центр своих учений понятие Силы-Шакти, лингвисты (и те же тантристы и сторонники веданты) исследуют понятие абсолютной Речи, и т. д. О различных гранях «женской ипостаси» индийской философии пойдёт речь на нашей лекции.

2022 год

Суббота, 16.00

5. «Неся мудрость и сострадание: женские божества в тантрическом буддизме»

Ранний буддизм не слишком интересовался женскими божествами, но под влиянием народного религиозного чувства в дальнейшей истории буддизма это положение меняется, достигая своей кульминации в тантрическом буддизме. В частности, одним из аспектов просветлённого состояния становится мудрость (праджня), воплощённая в форме женского божества (Праджняпарамита). Различные сонмы женских духов (йогини, дакини) помогают адепту духовно развиваться и посвящают его в те или иные истины. Большое значение в тантрическом буддизме имеет и образ богини Тары в различных своих цветовых вариациях. О путях развития женских божеств в тантрическом буддизме будет рассказано на нашей лекци

 

Цикл лекций «Чже Цонкапа. Средний Ламрим (Сокращённое руководство Большого Ламрима). Продолжение»

Лектор – Б. Б. Бадмаев, настоятель Буддийского храма в Санкт-Петербурге, доктор буддийской философии

2021 год

Суббота, 11.00

1. «Этап развития высшей личности (лекция 7)»

Парамита даяния. Даяние Дхармы. Даяние защиты. Даяние вещей.

2. «Этап развития высшей личности (лекция 8)»

Парамита нравственности. Нравственность воздержания. Нравственность накопления добродетелей. Нравственность труда на благо существ.

3. «Этап развития высшей личности (лекция 9)»

Парамита терпения. Сущность и разновидности терпения. Польза терпения и пагубность гнева.

4. «Этап развития высшей личности (лекция 10)»

Парамита усердия. О пользе усердия и ущербности лени. Сила способствующих усердию факторов – стремления, стойкости, радостного энтузиазма, отдыха.

5. «Этап развития высшей личности (лекция 11)»

Парамита медитации. Сущность, разновидности и способ освоения парамиты медитации.

6. «Этап развития высшей личности (лекция 12)»

Парамита мудрости. Мудрость постижения абсолютного. Мудрость постижения относительного. Мудрость того, что делается для блага людей. Наделение мудрости шестью парамитами.

 

Цикл лекций «Памятные места и религиозно-философские традиции Индии, имеющие отношение к жизни и творчеству Рерихов»

Лекции читает Михаил Николаевич Чирятьев – председатель Санкт-Петербургского отделения Национального Рериховского Комитета

2021 год

Воскресенье, 16.00

1. «Памятные места Индии, связанные с жизнью и творчеством Рерихов» (Лекция в двух частях)

На лекции речь пойдёт о посещении в 1925 г. Кашмира и Ладака Центральноазиатской экспедицией Рерихов. Об истории и достопримечательных местах Кашмира и Ладака (сады великих Моголов, озера, гора Трон Соломона и Храм Шанкарачарьи, форт Акбара, археологические памятники предместий Шринагара, буддийские монастыри Ладака, Дворец короля Ладака и достопримечательности Леха, легенды о Христе и т.п.), которые осматривали и описывали Рерихи в своих путевых дневниках.

Будут демонстрироваться видео и фотоматериалы, в том числе снятые во время проведения СПбГБУК «МИСР» и НРК в 2019 г. совместной научно-культурной программы «Россия и Индия: два магнита».

2. Праздники и обряды долины Куллу

На лекции будут представлены традиционные праздники, церемонии и обряды, связанные с религиозными верованиями священной "серебряной долины" 360-ти богов Куллу. Будут представлены редкие видео и фото съёмки некоторых фестивалей, мистерий и обрядов, в том числе проходящих у алтаря богов в имении Рерихов и соседних местах у храмов Наггара (храмы Трипура Сундари, Гаури – Шанкар, Мурлидхар Кришна и др.).

 

Цикл лекций «Восточные штудии»

2021 год

Суббота, 16.00

1. «История фотографии в Монголии»

Лектор – Дмитрий Владимирович Иванов, кандидат исторических наук, старший хранитель фондов Восточной и Юго-восточной Азии МАЭ РАН.

История фотографии в Монголии начинается в 70-е годы XIX века. Первыми фотографами, запечатлевшими эту центральноазиатскую страну, были русские путешественники. Не удивительно, что музеи и архивы Петербурга хранят множество интереснейших и наиболее ранних фотографий, снятых в Монголии. Мы попытаемся выяснить какие же фотографии можно считать самыми первыми снимкам Урги (Улан-Батора), поговорим о непростых и интересных судьбах русских путешественников, ставших первыми фотографами Монголии.

2022 год

Суббота, 16.00

2. «Айны в истории российско-японских отношений»

Лектор – Василий Владимирович Щепкин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИВР РАН.

В XVIII и XIX веках первые российско-японские контакты происходили в землях, основным населением которых были айны, — Хоккайдо, Курильские острова, Сахалин. Айны играли важную роль в становлении отношений русских и японцев, выступая в качестве проводников, переводчиков и посредников в торговле. Однако впоследствии между Россией и Японией начались споры о принадлежности айнских земель. В нашей лекции мы постараемся понять, каким образом айны превратились из субъекта в объект российско-японских отношений.

 

Культурологический семинар «Петербургского Рериховского сборника»

Руководитель семинара Анна Александровна Савкина – заместитель директора Музея-института семьи Рерихов по научной работе

2021 год

Пятница, 17.00

1. «Материалы о коллекции М. П. Боткина»

Ведущий семинара – Е. В. Бакалдина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела фондов службы главного хранителя Музея-института семьи Рерихов.

Собрание М. П. Боткина (1839–1914) состояло из предметов античности, средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских вещей, а также картин современных Боткину художников. Из-за того, что собрание слишком многогранно и не имеет каталога, оно неравномерно изучено. На семинаре будут рассмотрены вопросы об источниках для реконструкции собрания и основные историографические работы.

2. «Кристаллография вокруг нас» (часть 1)

Ведущий семинара – Ю. Л. Войтеховский, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры кристаллографии, минералогии и петрографии Санкт-Петербургского Горного университета, вице-президент Российского минералогического общества.

Лекция посвящена «бордюрам» и «решёткам». Эти кристаллографические термины обозначают, соответственно, одномерные односторонние ритмические узоры и их параллельные сочетания. С точки зрения симметрии, бордюров всего семь. Их художественное разнообразие достигается вариациями исходного (геометрического, растительного и т. д.) элемента. Для решёток автором предложен заведомо провокационный алгебраический критерий гармонии, основанный на соподчинении групп симметрии бордюров. Лекция богато иллюстрирована бордюрами и решётками из городских ландшафтов Санкт-Петербурга.

3. «Кристаллография вокруг нас» (часть 2)

Ведущий семинара – Ю. Л. Войтеховский, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры кристаллографии, минералогии и петрографии Санкт-Петербургского Горного университета, вице-президент Российского минералогического общества.

Лекция посвящена «паркетам» и «обоям», то есть односторонним ритмически повторяющимся узорам на плоскости, получаемым трансляциями асимметричной фигуры в двух направлениях. Вывод 17 типов таких орнаментов также сопровождается иллюстрациями из городских ландшафтов, в том числе из особняка М. П. Боткина. Слушатели могут принести для обсуждения свои бордюры, решётки, обои и паркеты...

4. «О проекте “Россия и Индия: два магнита” и поездке по рериховским местам северной Индии»

Ведущий семинара – Ю. Ю. Будникова, заместитель директора по музейно-выставочной работе Музея-института семьи Рерихов.

Ведущий семинара – Д. В. Делюкин, научный сотрудник музейно-выставочной службы Музея-института семьи Рерихов.

Летом 2019 года сотрудники музея приняли участие в экспедиционно-просветительской программе «Россия и Индия: два магнита», организованной Музеем-институтом семьи Рерихов и Национальным Рериховским комитетом. Экспедиционная часть программы повторяла северо-индийскую часть маршрута знаменитой Центральноазиатской экспедиции 1925–1928 годов, проходившей через Кашмир и Ладак. На пути следования осуществлялись выставочные и научные мероприятия, приуроченные к целому ряду памятных юбилейных дат. Это и 140-летие со дня рождения Е. И. Рерих, 145-летие Н. К. Рериха, 115-летие С. Н. Рериха, и 90-летие начала деятельности на севере Индии Института Гималайских исследований «Урусвати». Кроме того, в том году весь буддийский мир праздновал 600-летие ухода великого реформатора тибетского буддизма, основателя традиционной школы Гелугпа, Чже Цонкапы.

 

Экспериментальный семинар, посвящённый философскому наследию Рерихов и Учению Живой Этики

Руководитель семинара – Ю. Ю. Будникова, заместитель директора по музейно-выставочной работе Музея-института семьи Рерихов.

Докладчик – Д. В. Делюкин, научный сотрудник музейно-выставочной службы Музея-института семьи Рерихов

2021 год

Суббота, 16.00

1. «Концентрация»

Учение Живой Этики о смысле концентрации. Наблюдательность. Концентрация и религиозные практики. Концентрация и медитация. Концентрация как способ развития высших способностей.

2. «Учение Живой Этики и психология»

Психологический аспект Учения Живой Этики. Сопоставление с современными психологическими школами. Учение о сущности мысли и мыслительной деятельности. Механизм мышления. Мысль огненная.

3. «Йога»

О смысле йогической практики. Сравнительный анализ разных видов йоги в книгах Учения Живой Этики и дневниках Е. И. Рерих. Агни-Йога.

4. «Этика»

Этика и жизнеобеспечение. Сравнительный анализ различных этических систем. Почему синтез науки, философии, религии носит название «Живой Этики».

2022 год

Суббота, 16.00

5. «О принципе иерархии»

Принцип иерархии в природе и в обществе. Книга «Иерархия».

 

Семинар «Идеи Рерихов и близких им мыслителей о науке, как органичной части Культуры, и деятельность Института Гималайских исследований "Урусвати"»

Руководитель семинара М. Н. Чирятьев – председателя Санкт-Петербургского отделения Национального Рериховского Комитета

2021 год

Воскресенье, 16.00

1. «Духовный синтез творчества Рерихов – основа создания Института “Урусвати”»

На семинаре будет подробно обоснован духовный опыт и творческий вклад каждого члена семьи Рерихов в организацию научной деятельности Института «Урусвати».

2. «Эволюционная необходимость одухотворения научных знаний в свете идей мыслителей – космистов»

Рассмотрим научные идеи и труды некоторых ярких представителей русского космизма (К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский, П. А. Флоренский, Рерихи и др.). Также обратим внимание на идеи Свами Вивекананды, Шри Ауробиндо, Джагадиша Чандра Боса и Тейяра де Шардена.

3. «Мысли Е. И. Рерих о науке будущего »

Будучи первооткрывателем и исследователем новых высоких состояний материи и космических лучей, работая под руководством Великого Учителя, Е. И. Рерих заложила основы новой одухотворённой науки. В её Космологических записях, работах по изучению свойств человека и его связях с Космосом, идеях о Дальних Мирах, в размышлениях о Солнце, видимых и невидимых планетах и кометах, о качественно новом подходе к изучению атома, о токах пространства, психической энергии и мысли, о Космическом Магните, о многих новых, пока ещё неизвестных, но рождающихся науках, а так же в принципах деятельности Института «Урусвати», представлена целая программа научных исследований на уже наступающую Новую Эпоху. Эволюционная обоснованность необходимости возникновения будущей одухотворённой науки, способной вернуть людям сущностные утраченные смыслы жизни, была заложена в трудах великих мыслителей прошлого, в представлениях учёных и философов – космистов, в духовных Учениях разных народов, ярчайшей новой ступенью которых стало Учение Живой Этики.

4. «”Урусвати” – форпост науки будущего»

Рассмотрим историю деятельности Института "Урусвати" и работу по её возрождению.

2022 год

Воскресенье, 16.00

5. «Методологические основы новой одухотворённой науки»

Методологию науки можно определить как учение о принципах и формах организации научной деятельности и совокупности методов, приёмов и способов познания и преображения действительности, необходимых для получения знаний и их дальнейшего использования.

В докладе представлены отдельные исторические вехи научной мысли разных народов, свидетельствующие о пути к обретению культурной целостности знаний. Сопоставляются разные этапы научных методологических установок и воззрений, как у философов (Платон, Аристотель, Ф. Бэкон и др.), так и у учёных (Н. Коперник, Парацельс, И. Ньютон, Д. И. Менделеев и др.), прослеживающиеся в периодах развития от классической до постнеклассической науки (теория относительности, синергетика, квантовая механика).

6. «Естественнонаучные исследования С. Н. Рериха»

Представлены биографические свидетельства об интересе С. Н. Рериха к познанию разных форм природных явлений, которые проявились у него с ранних лет, и позже дали ему возможность руководить отделом естественнонаучных исследований в Институте "Урусвати" и самому осуществлять научные эксперименты в Индии (Куллу, Бангалор), Франции и Америке.

Область научных интересов С. Н. Рериха включала минералогию и кристаллографию, орнитологию, зоологию, ботанику и медицину с фармакологией и фармацевтикой, химию и алхимию, астрономию и астрологию.  Значительная часть исследовательской деятельности С. Н. Рериха и его сотрудников была посвящена разведению и сбору лекарственных растений (созданию гербариев), изучению методов и рецептов восточной медицины (китайской, тибетской и аюрведы) и местных фармакопей, причём переводы текстов осуществлялись с помощью буддийских лам и Ю. Н. Рериха, проведению химических экспериментов с металлами, производству лекарственных экстрактов, эликсиров, бальзамов и других препаратов, и особенно эфирных масел.

6. «Метахимические пути познания»

Продолжение предыдущей темы, относящееся к алхимическим исследованиям С. Н. Рериха.