Чже Цонкапа. Средний Ламрим (сокращённое руководство Большого ламрима) Продолжение 2, часть 2
Лекции читает Буда Бальжиевич Бадмаев — настоятель Санкт-Петербургского буддийского храма, доктор буддийской философии («гэбшэ»)
2022 год
Суббота, начало в 11:00
1. Средства обращения, способствующие духовному совершенствованию
17 сентября 2022 года
Как практиковать деяния бодхисаттвы во время медитативного сосредоточения и после него.
2. Общая система объектов
1 октября 2022 года
Универсальные объекты. Объекты, очищающие от преобладающих склонностей. Объекты знатока. Объекты, очищающие от омрачений. Кому какие объекты подходят.
3. Правила закрепления мысли на объекте
15 октября 2022 года
Расплывчатость и возбуждённость. Способ прекращения расплывания и возбуждённости, определение волевого усилия.
4. Степени сосредоточения ума и четыре вида внимания
29 октября 2022 года
Закрепление мысли. Обуздание ума. Успокоение. Сосредоточение.
5. Безмятежное состояние ума
и способы продвижения по мирскому пути
12 ноября 2022 года
Неведение как корень круговерти.
6. Воззрение бессамостности
26 ноября 2022 года
Как зарождается воззрение бессамостности. Подобие иллюзии — подлинное и мнимое.
7. Относительная и абсолютная истина
10 декабря 2022 года
Значения слов, определения, характеристики. Обоснование числа истин.
8. Особая практика Ваджраяны
24 декабря 2022 года
Метод сочетания безмятежности и проникновения. На каких путях Великой и Малой колесниц он используется.
ВВЕДЕНИЕ В БУДДИЙСКУЮ ТЕОРИЮ ПОЗНАНИЯ
И ТРАДИЦИИ ЕЁ ПРЕПОДАВАНИЯ В ГОМАН ДАЦАНЕ
Лекции читает Буда Бальжиевич Бадмаев – настоятель Буддийского храма в Санкт-Петербурге, доктор буддийской философии (гэбшэ)
2023 год
Суббота, начало в 11:00
1. Основы классификации актов ума
25 марта
Первые пять классификаций рассматривают акты ума с точки зрения их познавательной ценности. Шестая классификация представляет собой психологическую модель с точки зрения направленности – благая, неблагая, нейтральная.
2. Постигающие и непостигающие акты ума
8 апреля
Лекция рассматривает прямое и косвенное постижение, а также непостигающие акты ума и ложное познание, иллюстрируя их примерами.
3. Семь видов актов ума
22 апреля
Обсуждаются определения анализирующего ума, непосредственного восприятия, последующего познания, ложного познания, сомнения и умозаключения.
4. Достоверное и недостоверное познание
6 мая
Наличие двух видов достоверного познания соответствует двум видам познаваемых объектов – конкретному и абстрактному. Недостоверное познание не постигает объект.
5. Концептуальное и неконцептуальное познание
20 мая
Концептуальное познание посредством умозаключения постигает скрытые объекты, обладающие общими признаками. Открытые объекты, обладающие собственными признаками, являются объектами неконцептуального познания.
6. Непосредственное восприятие и умозаключение
3 июня
Непосредственное восприятие первично по отношению к умозаключению. Акт умственного непосредственного восприятия возникает в конце чувственного восприятия. Под умственным непосредственным восприятием понимают также различные виды сверхобычного восприятия – от способности к чудесам до памяти о прежних рождениях и познания чужого ума.
7. Сознание и факторы сознания
17 июня
Направленность сознания создаёт факторы сознания, сопутствующие ведущему акту сознания. Для построения схемы познавательного процесса буддийские тексты предлагают перечень из 51 фактора, структурированный в шесть блоков.
восточные штудии
2022 год
Суббота, начало в 16.00
1 . Первые буддийские храмы в землях айнов
24 сентября 2022 года
Лектор — Василий Владимирович Щепкин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИВР РАН.
Лекция посвящена малоизвестной странице истории айнских земель и российско-японских отношений — основанию в 1804 г. на тихоокеанском побережье Хоккайдо трёх буддийских храмов. Хотя в официальных указах и служебной переписке причинами их основания назывались потребность в проведении поминальных служб по покойным японцам и необходимость в просвещении местного населения — айнов, есть основания предполагать, что одной из основных целей строительства храмов было недопущение проникновения на Хоккайдо христианства из России. Анализ истории взаимоотношений буддийских школ, которым были подведомственны храмы, с военным правительством бакуфу также говорит о функции храмов как возможных центров дипломатической переписки.
2. История фотографии в Монголии
15 октября 2022 года
Лектор — Дмитрий Владимирович Иванов, кандидат исторических наук, старший хранитель фондов Восточной и Юго-Восточной Азии МАЭ РАН.
История фотографии в Монголии начинается в 70-е годы XIX века. Первыми фотографами, запечатлевшими эту центральноазиатскую страну, были русские путешественники. Неудивительно, что музеи и архивы Петербурга хранят множество интереснейших и наиболее ранних из сделанных в Монголии фотографий. Мы попытаемся выяснить, какие изображения можно считать самыми первыми снимкам Урги (современного Улан-Батора), поговорим о непростых и интересных судьбах русских путешественников, ставших первыми фотографами Монголии.
3. Кяхта — русские «ворота» в Восточную Азию
19 ноября 2022 года
Лектор — Дмитрий Владимирович Иванов, кандидат исторических наук, старший хранитель фондов Восточной и Юго-Восточной Азии МАЭ РАН.
Торговая слобода Кяхта небольшого городка Троицкосавска, расположенного на самой границе Российской и Цинской империй, в XVIII–XIX вв. служила для русских путешественников, купцов, дипломатов и учёных своеобразными воротами в Монголию и Китай. Кяхтинские купцы-чаеторговцы, владевшие миллионными капиталами, не только снабжали покупателей чаем, столь любимым в России, но и собирали этнографические коллекции для отечественных музеев. Хранящиеся в Музее антропологии и этнографии экспонаты и фотографии позволяют взглянуть на жизнь этой русской «песчаной Венеции» конца XIX – начала ХХ в., на торговые отношения Российской империи с Китаем и Монголией, на историю русской колонии в Урге (Улан-Баторе).
4. Айны в истории российско-японских отношений
24 декабря 2022 года
Лектор — Василий Владимирович Щепкин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИВР РАН.
В XVIII и XIX веках первые российско-японские контакты происходили в землях, основным населением которых были айны, — Хоккайдо, Курильские острова, Сахалин. Айны играли важную роль в становлении отношений русских и японцев, выступая в качестве проводников, переводчиков и посредников в торговле. Однако впоследствии между Россией и Японией начались споры о принадлежности айнских земель. На лекции мы постараемся понять, каким образом айны превратились из субъекта в объект российско-японских отношений.
«Индия — это хаос, но Хаос осмысленный»:
традиционная индийская культура
Лекции читает Сергей Владимирович Пахомов — доцент кафедры философской антропологии и истории философии
Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена
2022 год
Суббота, начало в 16:00
1. Эта невероятная Индия: в пространстве мировой культуры
10 сентября 2022 года
Вклад Индии в мировую культуру поистине огромен. Домашнее хозяйство, игры, наука, прикладное искусство, фольклор и художественное творчество, философия и религиозные практики — в этих и иных сферах жизнедеятельности талантливые жители Индии с давних пор реализовывали свои знания и умения, достигнув больших успехов. Всё это стало неотъемлемой частью общечеловеческого наследия. На лекции мы подробнее рассмотрим данный вопрос, а также оценим, как воспринималась Индия западным сознанием на протяжении веков, какие в пространстве западной цивилизации бытовали образы и стереотипы относительно индийской культуры.
2. Начнём с нуля: достижения индийской науки
(математика, астрономия, химия, медицина)
22 октября 2022 года
С древних времён Индия славилась своими научными познаниями. Медицина (аюрведа), астрономия, тесно связанная с математикой, химия развиваются здесь на протяжении тысячелетий. Достижения индийской науки, древние технологии порой поражают воображение современных людей. Лекция посвящена изложению основных аспектов научных знаний традиционного индийского общества.
3. Боги, цари и верные жены: сокровища индийской литературы
05 ноября 2022 года
Богатейшая индийская литература развивалась на протяжении более трёх тысяч лет. Её источником является древнейшая индийская книга «Ригведа», положившая начало священной религиозной литературе древних индоариев, которая со временем дала толчок к формированию и литературы иного плана. На лекции мы рассмотрим основные течения, имена и тексты, имеющие отношение к традиционной индийской поэзии, прозе и драматическому искусству; всех их объединяет тот факт, что они были созданы на таком важнейшем для Индии языке, как санскрит.
4. Обители богов: феномен индийской архитектуры
17 декабря 2022 года
Зодчество в Индии также имеет почтенную историю. Пышные храмы и целые храмовые города, которые появились несколько столетий назад, восходят к скромным пещерным постройкам и сооружениям общего характера, создававшимся ещё до новой эры. При этом различные регионы Индии внесли собственный вклад в традиционную архитектуру, в результате чего сформировались два основных направления — северная и южная школы. На лекции мы поговорим о том, как в этой стране складывались и развивались основные архитектурные формы и стили, опишем наиболее знаменитые сооружения, овеянные легендами, изучим устройство традиционного индийского храма.
2023 год
Суббота, начало в 16:00
5. Инды — самый многолюдный народ в мире:
индийские народности и языки
11 марта 2023 года
В Индии живёт множество народностей, которые говорят на сотнях самых разных языков, и такая ситуация известна с глубокой древности. Издавна для этой страны характерна высокая плотность населения, пёстрого и многоязычного по своему составу. Разные расы и расовые группы, племена, этносы и народы сформировали густое многоцветье индийской нации, и все они щедро делились своими культурными и общественными достижениями. На лекции мы рассмотрим, какие основные языковые группы, народности и расы существовали и поныне существуют в этой стране.
6. От брахмана до чандалы: традиционное индийское общество
22 апреля 2023 года
Традиционное индийское общество довольно иерархично; эта система укреплялась веками, достигнув окончательной стабилизации примерно тысячу лет назад. Ещё со времён «Ригведы» известны четыре сословия — жрецов, воинов, ремесленников и слуг, расположенные в вертикальном иерархическом порядке. Со временем с этой базовой четверицей соединилась сложная система тысяч каст, которые определяют отношения друг с другом с точки зрения ритуальной чистоты и нечистоты. При этом внизу общественной лестницы расположены так называемые «неприкасаемые». На лекции мы коснёмся сложного вопроса традиционной варно-кастовой системы, покажем специфику отношений между кастами, рассмотрим положение неприкасаемых и рабов.
7. В тесноте, да не в обиде: многолюдная индийская семья
27 мая 2023 года
Традиционная индийская семья в основном носит патриархальный характер. Во главе стоит опытный вождь, мужчина, который распоряжается семейными вопросами так, как монарх распоряжается делами государства. Традиционная индийская семья бывает довольно многочисленной, под одной крышей или в соседних домах могут жить представители 3–4-х поколений родственников, по нескольку десятков человек одновременно. Тем не менее в Индии было и есть множество исключений из этих правил; семейная жизнь в этой стране очень вариативна. Так, в ряде регионов распространён матриархат. На лекции мы коснёмся темы формирования большой индийской семьи, взаимоотношений её членов, разновидностей брака, положения вдов.
8. Справедливость и дхарма: индийская политика
17 июня 2023 года
Индийская традиционная политическая система преимущественно монархическая. Центральной фигурой страны является государь, у которого, впрочем, нет абсолютной власти. Главная задача монарха — охранять законность, или дхарму, которая имеет не только социальный, но и космический характер. В этом монарху помогает хорошо разработанный административный аппарат. На лекции мы изучим вопросы традиционной индийской государственности, рассмотрим сакральную фигуру царя и царской власти, также затронем тему дипломатии и шпионажа, ведения войн с точки зрения государственных интересов правящих династий.
Фольклорные сюжеты в творчестве Н. К. Рериха
Лекции читает Светлана Юрьевна Харькова — научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов, младший научный сотрудник отдела русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
2022 год
Пятница, начало в 17:00
1. Николай Рерих. Обращения к русскому фольклору. 1890-е годы
25 ноября 2022 года
1890-е годы были временем творческого становления Николая Константиновича. В 1893–1897-х годах он учился в университете на юридическом факультете и в Академии художеств, будучи учеником А. И. Куинджи. В 1895 году состоялось его знакомство с В. В. Стасовым, а затем, через него, и со Л. Н. Толстым. В 1897 году Николаю Рериху было присвоено звание художника за картину «Гонец. Восстал род на род». В 1898–1899-х годах Н. К. Рерих читал лекции в Археологическом институте на тему «Художественная техника в применении к археологии». В это же время он работал над картинами серии «Начало Руси. Славяне».
В ходе лекции мы вспомним художественные обращения Н. К. Рериха 1890-х годов к русским сказкам и былинам, поговорим о его иллюстрациях для журнала «Звезда».
2. Николай Рерих. Обращения к русскому фольклору. 1900-е годы
23 декабря 2022 года
В рассматриваемое десятилетие Н. К. Рерих женился на Е. И. Шапошниковой (в 1901 году), у них родилось двое сыновей — Юрий (в 1902 году) и Святослав (в 1904 году). Важным фактом в творческой биографии Николая Константиновича стали поездки по древним городам Российской империи, во время которых возникла серия этюдов («архитектурная»). В 1906 году Николай Рерих стал директором Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, в 1909 году был избран академиком Российской академии художеств и членом Реймской академии во Франции, а в 1910 году стал председателем возобновлённого «Мира искусства».
На лекции пойдёт речь о работах на темы преданий («Чудь под землю ушла», «Лют-великан», «Колдуны» и другие), о «Богатырском фризе» и некоторых других. Кроме того, мы вспомним о собирании Николаем Константиновичем преданий.
2023 год
3. Николай Рерих. Обращения к русскому фольклору. 1910-е годы
27 января 2023 года
В 1910 годы были созданы многие работы Н. К. Рериха для театра. С 1913 года художник работал в Комитете по строительству буддийского храма в Петербурге. В 1916–1918-х годах Н. К. Рерих с семьёй из-за болезни находился в Сердоболе (Сортавала). В 1919 году состоялась его поездка в Лондон по приглашению С. П. Дягилева.
На лекции будут рассмотрены театральные работы Н. К. Рериха, связанные с фольклором («Снегурочка», «Весна священная», «Кикимора»), художественные произведения «Книга Голубиная» (1911), «Живая вода» (1915), «Лесовики» (1916), «Три радости» (1916), «Меркурий Смоленский» (1918).
4. Николай Рерих. Обращения к русскому фольклору. 1920-е годы
24 февраля 2023 года
В 1920–1923-х годах Рерихи жили в США. По инициативе Николая Константиновича были основаны Институт объединённых искусств в Нью-Йорке и Объединение художников Cor Ardens («Пылающее сердце») в Чикаго, Международный художественный центр Corona Mundi («Венец Мира») и Музей Н. К. Рериха в Нью-Йорке. К 1920 году относится начало создания текстов Учения Живой Этики. В 1923–1928-х годах состоялась Центрально-Азиатская экспедиция, осуществлённая Рерихами. По окончании экспедиции они основали Институт гималайских исследований «Урусвати» и поселились в долине Кулу в Индии.
На лекции мы вспомним об обращениях Н. К. Рериха к сюжету былины о Садко — поговорим о его эскизах для одноимённой оперы (1920), обратимся к таким произведениям, как «Легенды» (начало 1920-х годов), «Книга Голубиная» (1922), «Чудь подземная» (1928 или 1929).
5. Николай Рерих. Обращения к русскому фольклору. 1930-е годы
24 марта 2023 года
1930-е годы были ознаменованы обсуждением и подписанием Пакта Рериха. В 1934–1935-х годах состоялась экспедиция Рерихов в Китай и Монголию.
Мы поговорим об обращениях Николая Константиновича в этот период к образу царевича Иоасафа и к международному сказочному сюжету о ковре-самолёте, вспомним такие работы, как «Илья Пророк» (1931), «Кришна-Лель» (1935-1936), «Великий Пахарь — Микула Селянинович» (1937), «Настасья Микулична» (1938).
6. Николай Рерих. Обращения к русскому фольклору. 1940-е годы
28 апреля 2023 года
Во время Второй мировой войны Николай Рерих с семьёй находится в Индии, он продаёт свои произведения и вырученные деньги передаёт в Фонд Красного Креста, а также пишет работы на темы героических событий из русской истории. В 1947 году Николай Константинович ушёл из жизни.
На лекции мы обсудим такие произведения художника, как «Богатыри проснулись» (1940), «Добрые травы (Василиса Премудрая)» (1941), «Святогор» (1942), «Чара звериная» (1943).
Идеи и научно-культурные достижения Рерихов
и близких им мыслителей, служащие лучшему эволюционному будущему человечества
Лекции читает Михаил Николаевич Чирятьев — председатель Санкт-Петербургского отделения Национального рериховского комитета
2022 год
Суббота, начало в 15:00
1 . Мысли Е. И. Рерих о науке будущего
17 сентября 2022 года
Будучи первооткрывателем и исследователем новых высоких состояний материи и космических лучей, работая под руководством Великого Учителя, Е. И. Рерих заложила основы новой одухотворённой науки. В её «Космологических записях», работах по изучению свойств человека и его связей с Космосом; идеях о Дальних Мирах; размышлениях о солнце, видимых и невидимых планетах и кометах, о качественно новом подходе к изучению атома, о токах пространства, психической энергии и мысли, о Космическом Магните, о многих новых, пока ещё неизвестных, но рождающихся науках; а также в принципах деятельности Института «Урусвати» представлена целая программа научных исследований на уже наступающую Новую эпоху. Эволюционная обоснованность необходимости возникновения будущей одухотворённой науки, способной вернуть людям сущностные утраченные смыслы жизни, была заложена в трудах великих мыслителей прошлого, в представлениях учёных и философов-космистов, в духовных учениях разных народов, ярчайшей новой ступенью которых стало Учение Живой Этики.
2. Институт гималайских исследований «Урусвати» —
форпост науки будущего
29 октября 2022 года
Лекция расскажет об истории создания Рерихами в 1928 году института «Урусвати» в гималайской долине Куллу, отмеченной природными и культурно-историческими достоинствами.
Задуманный как научная организация по комплексному изучению обширного региона Азии, институт «Урусвати» нёс в себе идею синтеза, которая прежде всего воплощалась в совместной работе его основателей. Структура института определяла степень участия каждого из членов семьи Рерихов и их сотрудников в разнообразных научных исследованиях.
Будут рассмотрены основные достижения института и его связи с выдающимися учёными и многими авторитетными научными организациями разных стран мира. В том числе будет представлено описание некоторых исследований и ряд концептуальных предложений, полезных для возрождения деятельности института «Урусвати».
3. Методологические особенности и основания
новой одухотворённой науки
26 ноября 2022 года
Методологию науки можно определить как учение о принципах и формах организации научной деятельности и совокупности методов, приёмов и способов познания и преображения действительности, необходимых для получения знаний и их дальнейшего использования.
В докладе представлены отдельные исторические вехи научной мысли разных народов, свидетельствующие о пути к обретению культурной целостности знаний. Сопоставляются разные этапы научных методологических установок и воззрений философов (Платон, Аристотель, Свами Вивекананда и др.) и учёных (Д. И. Менделеев, А. Эйнштейн, В. И. Вернадский, Рерихи и др.), которые можно проследить в периодах развития от классической до постнеклассической науки (теория относительности, синергетика, квантовая механика); оценивается их взаимосвязь с методами так называемых «вненаучных», или метанаучных путей познания (таких, как религия, йога, искусство, психобиоэнергетика, а также инженерия или технологии, изобретения); даются примеры интуитивных постижений и открытий, исследований свойств психической энергии и обосновывается их природа с позиции мыслителей Востока и эволюционного, научно-космического мировоззрения Рерихов. Изложены принципы становления новой одухотворённой научной картины мира, её свойства и основные особенности связанной с ней будущей преображённой методологии.
4. Естественнонаучные исследования С. Н. Рериха. Часть 1
03 декабря 2022 года
Лекция представит биографические свидетельства об интересе С. Н. Рериха к познанию разных форм природных явлений, который проявился с ранних лет и позже дал ему возможность руководить отделом естественнонаучных исследований института «Урусвати» и самому осуществлять научные эксперименты в Индии, Франции и Америке. Область научных интересов Святослава Николаевича включала минералогию и кристаллографию, орнитологию, зоологию, ботанику и медицину с фармакологией и фармацевтикой, химию и алхимию, астрономию и астрологию. Значительная часть исследовательской деятельности С. Н. Рериха и его сотрудников была посвящена разведению и сбору лекарственных растений (созданию гербариев), изучению методов и рецептов восточной медицины (китайской, тибетской и аюрведы) и местных фармакопей, причём переводы текстов осуществлялись при помощи буддийских лам и Ю. Н. Рериха, проведению химических экспериментов с металлами, производству лекарственных экстрактов, эликсиров, бальзамов, других препаратов и особенно — эфирных масел.
2023 год
5. Метахимические пути познания. Часть 2
21 января 2022 года
Продолжение предыдущей темы, посвящённой алхимическим исследованиям С. Н. Рериха.
В соответствии с научно-философскими взглядами, содержащимися в Учении Живой Этики, трудах Великих Учителей Востока, творческом наследии Рерихов, Е. П. Блаватской и близких им мыслителей, лекция даёт общие представления о принципах и методах алхимии, многовековой опыт которой в наше время целесообразно непредвзято научно переосмысливать, творчески использовать и развивать, создавая новую науку — метахимию.
Также рассказывается о мировоззренческих подходах и трудах различных выдающихся алхимиков прошлого, которые, отдавая приоритет духовной алхимии, изучал и применял в своих научных изысканиях С. Н. Рерих.
6. Мировоззренческие параллели творческого пути
Н. К. и Е. И. Рерихов и В. И. Вернадского
18 февраля 2023 года
Лекция рассказывает о созвучии философских представлений и практических научно-исследовательских подходов в изучении взаимосвязей природы, общественных явлений и космических факторов в творческих изысканиях и достижениях Рерихов и в трудах создателя Учения о биосфере и ноосфере академика В. И. Вернадского. Представлены некоторые особенные биографические параллели и сопоставления жизненных путей Н. К. Рериха и В. И. Вернадского, отражён общий интерес Н. К. и Е. И. Рерихов и В. И. Вернадского к религиозно-философской мысли Востока и понимание значимости её многовековой мудрости для науки будущего, обоснована близость взглядов наших великих соотечественников на эволюционное предназначение культуры и родственность представлений Рерихов о свойствах психической энергии с проявлениями научной мысли Вернадского относительно действия биогеохимической энергии.
7. Три дара эволюции — психическая энергия,
движение женщин и кооперация
18 марта 2023 года
Лекция представляет идеи из Учения Живой Этики и творческого наследия Рерихов, обосновывающие необходимость принятия человечеством трёх великих эволюционных даров. Говорится о характерных особенностях каждого из них и значении для созидания лучшего будущего.
8. Рерихи о будущем России
15 апреля 2023 года
Доклад посвящён теме всестороннего изучения Рерихами истории и культуры России и предлагает рассмотреть вопрос прославления ими жизни и подвигов великих российских святых, героев и творцов, поговорить о мыслях, творческих свершениях Рерихов, их предвидениях, связанных с постижением судьбы родной страны и помощью русскому народу в избрании лучших путей совершенствования жизни. Отмечена роль членов семьи Рерихов в деле укрепления дружбы и культурного сотрудничества с Россией народов Индии, Монголии, Америки и ряда других стран мира.
Экспериментальный семинар, посвящЁнный философскому наследию Рерихов и Учению Живой Этики
Руководитель семинара — Юлия Юрьевна Будникова, заместитель директора по музейно-выставочной и экскурсионно-методической работе Санкт-Петербургского государственного музея-института
семьи Рерихов
2022 год
Суббота, начало в 17:00
1. Основные этапы духовной биографии Рерихов
01 октября 2022 года
Отражение духовных поисков в художественном творчестве Н. К. Рериха. Книги Е. И. Рерих («Сны и видения», «Письма» и проч.). Рерихи — ученики гималайских Махатм. Подход к Учению через творчество Н. К. Рериха. Жизнь Рерихов как воплощение «новейшего завета» с Высшими силами.
2. Учение Живой Этики. История создания
12 ноября 2022 года
Сотрудничество с Великими Учителями (Махатмами Востока). Хроника создания книг Учения Живой Этики. Структура. Особенности. Соотношение с «Тайной доктриной». Компендиум книг Учения. Второе название — «Агни-Йога», что это значит.
3. Основные понятия и терминология Учения Живой Этики. Три мира
10 декабря 2022 года
Краткие характеристики Мира Плотного, Тонкого и Огненного. Дух и материя. Материя Люцида и Материя Матрикс. Соотношение Трёх миров с физическим телом человека и с энергетическими телами человека. Феномен жизни и смерти с позиций мировоззрения Живой Этики.
2023 год
4. Психическая энергия. Понятие Огня (Агни)
11 января 2023 года
Понятие энергии вообще и психической энергии в контексте известных энергий. Семь тел человека. Энергетические каналы в человеке, чакры. О психической энергии по книгам Учения Живой Этики.
5. Сердце (в том числе «Сердце мира»)
11 февраля 2023 года
Сравнительный анализ понятия сердца в западной и восточных культурах. О книге «Сердце». Сердце как физический орган. Сердце как духовный орган. Понятие «Сердце мира». Космический Магнит.
6. Иерархия. Великие Учителя человечества
и их роль в развитии Культуры
25 марта 2023 года
Понятие иерархии в Учении Живой Этики; сравнение с этим понятием в христианстве и других исторических религиях. Иерархия в Космосе. Кто такой архат. Учитель Учителей. Великие Учителя человечества и их роль в развитии человеческой Культуры. «Культура — религия будущего». Как культура способствует развитию качеств, необходимых для возрастания в духе.
7. Майтрейя
08 апреля 2023 года
Понятие Майтрейи в восточной культуре. Соотношение с Мессией, Мунтазаром, Митоло, Белым Бурханом и т. д. в различных религиях. Историческая действительность первой половины ХХ века. Цивилизационный слом. Ожидание мессии и провозвестия Новой Эпохи. Живая Этика — учение новой эволюционной ступени.
Культурологический семинар
«Петербургского Рериховского сборника»
Руководитель семинара Анна Александровна Савкина — кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов
2022 год
Пятница, начало в 16:00, 17:00
1. От алмаза — к бриллианту
17 сентября 2022 года
Ведущий семинара — Ю. Л. Войтеховский, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры кристаллографии, минералогии и петрографии Санкт-Петербургского Горного университета, вице-президент Российского минералогического общества.
Лекция посвящена истории огранок алмазов, превращающих их в бриллианты. Предлагается рассмотреть древнюю индийскую, старую и новую европейские огранки, подробно обсудить уникальную в своём роде диссертацию Марселя Толковского (1919), в которой была теоретически рассчитана современная бриллиантовая огранка, повсеместно применяемая сегодня для «круглых» алмазов. Лекция иллюстрирована изображениями десяти самых крупных из когда-либо найденных алмазов. В ходе дискуссии возможно обсудить любые вопросы о происхождении алмазов, их кристаллографии и минералогии, а также алмазную тему в художественной литературе.
2. Уникальные минералы Кольского п-ова
(Хибины, Ловозеро, Ковдор, Кейвы…)
21 октября 2022 года
Ведущий семинара — Ю. Л. Войтеховский, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры кристаллографии, минералогии и петрографии Санкт-Петербургского Горного университета, вице-президент Российского минералогического общества.
Лекция посвящена уникальным минералам Кольского полуострова. Этот регион уже несколько десятилетий, начиная с его активного освоения в 1920-х годах, поставляет новые минералы. Многие из них до сих пор эндемичны. Среди кольских минералов есть удивительно красивые (эвдиалит, амазонит, астрофиллит, лампрофиллит, штаффелит, альмандин, ставролит…) и крошечные, но обладающие уникальными технологическими свойствами. Основные минералогические районы — Хибины, Ловозеро, Ковдор, Кейвы, Кандалакшский берег — неповторимы и активно посещаются. Потенциальным туристам лекция поможет сориентироваться в любых вопросах, связанных с особенностями местности.
3. Семья и путь Рерихов: особенности экспозиционной работы и проведения экскурсий в Музее-институте семьи Рерихов
18 ноября 2022 года
Ведущий семинара — А. А. Савкина, кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.
Семья Рерихов, содружество и сотворчество Николая и Елены Рерихов, их сыновей Юрия и Святослава, семьи Митусовых — хранителей рериховского наследия, их сотрудников и последователей всегда в центре внимания Санкт-Петербургского музея-института. Образ пути, физического и духовного, — ещё один лейтмотив, организующий выставочные и научные проекты, а следовательно, и экспозиционное пространство. Он определяет не только содержание экспозиции, но и художественное решение. Приглашение к путешествию в мир философских понятий, в мир загадочного Востока и неизвестных широкой публике творческих граней Рерихов в России, Европе и Америке — первое, с чем встречается посетитель музея, попадая в экспозиционные залы.
Путь радости творчества и научных исследований открывается в произведениях Н. К. , Ю. Н. и С. Н. Рерихов, в изучении философского наследия Е. И. Рерих. Преемственность духовного наследия семьи приглашает посетителя вступить в мир изучения культуры, а сотрудникам Музея-института семьи Рерихов даёт простор для новых проектов.
4. Художник Александр Борисов: художественное и фольклорно-этнографическ о е освоение арктических земель
16 декабря 2022 года
Ведущий семинара — У. О. Щукина, аспирантка отдела русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
Заседание семинара посвящено биографии и творчеству художника Александра Алексеевича Борисова (1866—1934) — соученика Н. К. Рериха по мастерской А. И. Куинджи. «Поэт Севера, баян льдов и полунощного солнца», — так охарактеризовал его впоследствии Николай Рерих. А. А. Борисов, родившись в семье севернорусского крестьянина, посвятил себя живописному мастерству. 1894, 1896, 1898, 1900–1901, 1903 — годы художественных и этнографических экспедиций Борисова в арктические земли, по материалам которых были созданы пейзажи и литературные труды, принёсшие художнику мировую известность. Его художественное и публицистическое наследие является источником географической и этнографической информации о Русском Севере.
На лекции будут рассмотрены вехи жизненного пути А. А. Борисова.
2023 год
5. Исследования погребально-поминального комплекса Чумыш-Перекат (Алтайский край) по материалам экспедиционных сборов Музея-института семьи Рерихов
21 апреля 2023 года
Ведущий семинара — Т. С. Матехина, старший научный сотрудник Службы главного хранителя Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.
В 2012 году С. П. Грушин обнаружил в предгорьях Салаирского кряжа разрушающийся археологический комплекс на мысовидной террасе реки Чумыш. В 2014–2019-х годах на территории памятника совместной экспедицией Алтайского и Кемеровского государственных университетов были проведены раскопки. В результате были исследованы погребения эпохи неолита, энеолита и более поздних культур, включая период раннего Средневековья. Находки из этих раскопок хранятся в Музее-институте семьи Рерихов в Санкт-Петербурге.
6. И. Ф. Стравинский и С. С. Митусов. О «фабричной» песне, использованной в «Свадебке»
19 мая 2023 года
Ведущий семинара — Светлана Юрьевна Харькова, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов, младший научный сотрудник отдела русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
В воспоминаниях И. Ф. Стравинского есть такие слова: «В начальный период моей композиторской деятельности моим самым близким другом был Степан Митусов. Он был несколькими годами старше меня, но нас связывали отношения, скорее, друзей-сотоварищей, чем учителя и ученика. Митусов был любителем искусства как такового. Я познакомился с ним, когда мне было шестнадцать лет, — он был своим человеком в семье Римского-Корсакова […] Митусов стал для меня своего рода литературным и театральным опекуном в один из величайших периодов в истории русского театра». Для Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Степан Степанович Митусов — знаковая фигура; именно он и его семья сохранили наследие семьи Рерихов в Петербурге, ставшее основой музея. Говоря о творческих контактах И. Ф. Стравинского и С. С. Митусова, обычно вспоминают оперу «Соловей», либретто для которой было написано именно Степаном Степановичем. Однако есть ещё музыкальное произведение «Свадебка» (1923), в котором, как вспоминал И. Ф. Стравинский, была использована «рабочая, фабричная песня» («эту тему дал мне мой друг Степан Митусов, по крайней мере, за десять лет до того, как я использовал её в заключительной картине “Свадебки”»). Кстати, отметим, хотя о Степане Степановиче обычно не говорят в связи с народным песенным искусством, однако, несомненно, он его знал и понимал, и именно Степан Степанович предложил Н. А. Римскому-Корсакову музыкальную тему купцов-корабельщиков для оперы «Сказка о царе Салтане», основанную на народной песне, слышанной им в Тверской губернии.
В докладе пойдёт речь о творческом сотрудничестве Митусова и Стравинского, об источниках, которые повлияли на «Свадебку», об истории бытования и записи народных песен «Я по пояс во золоте обвилась, жемчужные махорчики до земли», «Пастелья моя, караватушка», «Не весёлая да канпаньица» и в целом о проблеме значения русского фольклора, его сюжетов и жанров для профессионального искусства первой половины XX века.