Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Календарный план работы лектория музея-института на 2023-2024 г.г.

Введение в буддийскую теорию познания и традиции её преподАвания в Гоман Дацане. Продолжение

Лекции читает Буда Бальжиевич Бадмаев – настоятель Санкт-Петербургского буддийского храма, доктор буддийской философии («гэбшэ»)

2023 год

Суббота, начало в 11:00

1. Введение

23 сентября

Определённого рода объекты (зримое, слышимое, обоняемое, вкушаемое, осязаемое, дхарма) познаются посредством соответствующих способностей восприятия. Каждый из шести видов сознания, будучи ведущим, сопровождается вторичными видами сознания. В буддийской классификации их предлагается рассматривать по схеме, состоящей из 51 вторичного фактора, которые подразделяются на блоки или группы.

2. Группа всегда присутствующих вторичных факторов сознания

7 октября

Эту группу составляют: ощущение, различение, намерение, контакт и внимание. При любом акте ума, благой или неблагой направленности, присутствуют эти вторичные факторы сознания.

3. Группа вторичных факторов сознания, определяющих объект

21 октября

Группу составляют: стремление, преданность, памятование, сосредоточение, понимание. Эти вторичные факторы ума определяют объект как в благом, так и неблагом направлении, исключая нейтральное направление.

4. Шесть основных аффектов

4 ноября

К шести основным (коренным) аффектам, которые являются основой для всех других аффектов, относятся: страсть, отрицательная реакция, гордыня, аффективное неведение, воззрения и сомнения. Основные аффекты сводятся к трём: страсти, отрицательной реакции и неведению. Страсть и отрицательная реакция сводятся к неведению. Неведение суть основа всех аффектов.

5. Двадцать вторичных аффектов. Часть первая

18 ноября

Первые десять вторичных аффектов: гнев, мстительность, сокрытие (принижение чужих достоинств), раздражительность (досада), зависть, жадность, лицемерие, притворство, высокомерие, вредоносность (жестокость). Первые пять из них связаны с основным аффектом – отрицательной реакцией. Жадность, лицемерие, притворство и высокомерие развиваются в русле страсти, а вредоносность – в русле гнева.

6. Двадцать вторичных аффектов. Часть вторая

9 декабря

Следующие десять вторичных аффектов: бессовестность (неуважение к себе) и бесстыдство (неуважение к другому), заторможенность (связано с неведением), возбуждённость (связана с аффектом страсти), неверие (препятствие к порождению веры), леность (малодушие), неосмотрительность (отсутствие дисциплины), забывчивость (ведёт к потере благого объекта), отсутствие самоконтроля (состояние, родственное неосмотрительности), рассеянность (затрудняет возможность направить ум к благому объекту).

7. Группа благих вторичных факторов сознания

16 декабря

К этой группе относятся вторичные факторы сознания, связанные с проявлением добродетельной направленности: совесть и стыд, отсутствие страсти, отрицательной реакции, глупости, вера, гибкость ума, осмотрительность, уравновешенность, усердие, отсутствие вредоносности (жестокости).

8. Четыре переменных вторичных фактора сознания

23 декабря

Переменные вторичные факторы: установка объекта в уме и анализ, дремотность, сожаление. Если дрёма связана с благим объектом, сон будет иметь благой характер. Если с неблагим – то неблагой. И наоборот: если сожалеть о неблагом поступке, это будет иметь благую направленность, если сожалеть о благом – неблагую направленность.

2024 год

Суббота, начало в 11:00

1. Введение

17 февраля

О биографии и трудах Пелманг Пандиты.

Основные принципы описания взаимосвязи сознания и эмоций, которая, словно зеркало, отражает внутренний мир человека.

2. Описание добродетели

24 февраля

К видам добродетели относится то, что по природе своей добродетельно, что связано с добродетелью, что из неё следует, что побуждает к добродетели. Освобождение от сансары – это абсолютная добродетель.

3. Связь благих эмоций с добродетелью

9 марта

Классификация в «Абидхармакоше»: от одиннадцати благих эмоций, которые по своей природе добродетельны, до нейтральных и изменчивых эмоций.

4. Омрачения и препятствия

23 марта

Три вида омрачений: препятствующие только пути прямого видения, препятствующие пути прямого видения и пути освоения, препятствующие только пути освоения.

5. Ложные воззрения и клеши-невоззрения

6 апреля

Ложные воззрения и клеши-невоззрения на тонком плане подразделяются на 96 видов. Эгоцентризм – ложное представление о четырёх благородных истинах, когда на уровне каждой из них существует ложное представление о «я» и «мы».

6. Виды клешей

25 апреля

Всеохватывающие клеши-оковы и просто оковы, привязи сансары, скрытые и производные клеши, ярма, реки, причины и узы сансары, завесы, парализующие клеши, дурнопахнущие, недобродетельные, приносящие боль, всеобъемлющие, приближающие сансару, клеши-скверны, обедняющие, полностью истязающие, ведущие к смятению, ведущие к конфликтам, клеши-вирусы, подготавливающие к неблагому, клеши-преграды.

7. Устранение клешей. Противоядия

4 мая

Практика устранения клешей в махаяне связана с практикой применения противоядий, т. е. практикой благих эмоций. К ним относятся: вера, усердие к благому, памятование, рассудительность, сосредоточение, спокойствие, сорадование, понимание пустотности, соблюдание обетов нравственности, работоспособность.

8. Как основное сознание и эмоции воспринимают объекты

18 мая

Система двенадцати звеньев цепи взаимозависимого возникновения; представление о работе сознания и эмоций. Одушевлённое и неодушевлённое, миры и их обитатели – всё возникает в силу кармы. Сознание создаёт сансару и нирвану.

9. Как восприятие объектов способствует погружению в сансару

1 июня

Корни кармы, в том числе неблагой, в клешах. Звенья цепи взаимозависимого возникновения, связанные с причинами страданий, их усилением и сансарой.

10. Как восприятие объектов способствует выходу из сансары

15 июня

Для выхода из сансары необходимо, исследуя свой внутренний мир, зародить в себе противоядия в виде бодхичитты и правильных воззрений и постоянно усиливать их. Сосредоточение на смысле дхармы – путь к торжеству исполнения благих устремлений и всеведущей мудрости.

Собиратели буддийского искусства

Лекции читает Дмитрий Владимирович Иванов – кандидат исторических наук, старший хранитель фондов Восточной и Юго-Восточной Азии МАЭ РАН

2023 год

Суббота, начало в 16:00

Цикл лекций посвящён жизни пяти очень непохожих людей, живших в разные исторические эпохи (XVIII – середина ХХ в.), которых объединяет неподдельный интерес к культуре народов Азии и буддийскому искусству.

1. Переводчик Иоганн Иериг (1747 1795)

16 сентября

Иоганн Иериг, составивший первую грамматику тибетского языка, всю жизнь оставался в тени своего именитого патрона, известного учёного Петра Симона Палласа. Иоганн Иериг занимался сбором для Академии наук буддийских предметов и стал первым русским исследователем, которому была оказана честь жить в буддийском монастыре – Гусиноозерском дацане.

2. Барон Павел Людвигович Шиллинг фон Канштадт (1786—1837)

28 октября

Барон Шиллинг фон Канштадт – яркая личность пушкинской эпохи, дипломат, изобретатель. В 1830 году был командирован в Забайкалье, где собрал богатую коллекцию буддийских текстов и артефактов. Он стал первым отечественным частным коллекционером произведений буддийского искусства.

3. Князь Эспер Эсперович Ухтомский (1861—1921)

18 ноября

Князь Эспер Эсперович Ухтомский – дипломат и придворный, сопровождавший цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, в его знаменитом путешествии на Восток в 1890–1891 годах.

Эспер Эсперович был сторонником активной политики России в Центральной и Восточной Азии. Увлекался буддизмом и собрал крупнейшую в дореволюционной России коллекцию восточных раритетов.

4.  Пётр Кузьмич Козлов (1863—1935)

16 декабря

Пётр Козлов – русский путешественник, ученик Н. М. Пржевальского, с которым познакомился совершенно случайно. Пётр Кузьмич стал первооткрывателем заброшенного тангутского города Хара-Хото, прославился раскопками на его территории, а также Ноин-Улинских курганов – могильника хуннской знати.

2024 год

Суббота, начало в 16:00

5.  Капитолина Васильевна Вяткина (1892—1973)

16 марта

Капитолина Васильевна Вяткина – этнограф-монголовед, дочь купца, торговавшего в Монголии. Её детство прошло в этой стране, и к моменту отправки в гимназию в город Бийск на Алтае она говорила по-монгольски лучше, чем по-русски, и прекрасно ездила верхом. Со временем Капитолина Васильевна стала крупным учёным-монголоведом и уже в советское время возглавила этнографический отряд известной Историко-этнографической экспедиции АН СССР в Монголию.

Санкт-Петербург  город решёток и камня

Лекции читает Юрий Леонидович Войтеховский – профессор, доктор геолого-минералогических наук, заведующий кафедрой геологии и геоэкологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, почётный член Российского минералогического общества

2023 год

Суббота, начало в 16:00

1 Санкт-Петербург  город орнаментов: бордюры

9 сентября

На первый взгляд, линейных орнаментов (бордюров) бесконечно много. Но с точки зрения симметрии, т. е. построения из исходного асимметричного элемента, их всего семь! И это столь же невероятно! После элементарного объяснения теории лекция представит все типы бордюров из городских ландшафтов и интерьеров особняка М. П. Боткина.

2. Санкт-Петербург  город орнаментов: решётки

14 октября

Решётки Санкт-Петербурга разнообразны и удивительны. А решётки Летнего и Михайловского садов вошли в историю как произведения искусства. И всё же одни из них кажутся более гармоничными, чем другие. С точки зрения симметрии, всё дело в сочетании составляющих их бордюров. «Поверим алгеброй гармонию!»

3. Санкт-Петербург  город орнаментов: паркеты

11 ноября

Подобно бордюрам и решёткам, паркеты – эти ритмические заполнения плоскости фигурами – являются неотъемлемым элементом городской среды, мы встречаем их на работе и дома (ковры, паркеты, обои...). С точки зрения симметрии их всего 17! После элементарного объяснения теории на лекции будут представлены примеры паркетов из городских ландшафтов и интерьеров особняка М. П. Боткина.

4.  Драгоценные минералы в мировой литературе

9 декабря

С древности и до сего дня драгоценные минералы воплощали в себе целый ряд функций, чаще всего как сокровища или предметы искусства, подчас то и другое вместе. Ради них разгорались страсти, велись войны, лилась кровь... И все это фиксировали поэты и прозаики. Лекция предлагает вниманию обширную подборку примеров из мировой литературы.

2024 год

Суббота, начало в 16:00

5.  Цветные минералы  источник вечных красок

9 марта

С древних пор, буквально с пещерных времён, человек использовал минералы как источник красок. Сначала – легкодоступные мягкие охры, затем – твёрдые минералы. Шло время, совершенствовались технологии, изобретались искусственные красители, но главное свойство минеральных красок – их долговечность – остаётся непревзойдённым.

5.  Редкие и уникальные минералы Кольского полуострова

13 апреля

Кольский полуостров – один из основных поставщиков новых минералов на нашей планете благодаря Хибинскому и Ловозерскому массивам, освоение которых началось с экспедиций А. Е. Ферсмана в начале 1920-х годов. Лекция представит обзор самых красивых минералов полуострова, ценимых коллекционерами, с демонстрацией образцов и рекомендациями по сбору.

Синтез Знания и Красоты в жизни и творчестве Рерихов

Лекции читает Михаил Николаевич Чирятьев – вице-президент Национального рериховского комитета, председатель его Санкт-Петербургского отделения, член Совета попечителей Международного Мемориального Треста Рерихов

2023 год

Суббота, начало в 15:00

1 . Эволюционная роль Эпохи Огня

23 сентября

Исходя из знания эволюционных циклов, основные духовные учения разных народов с давних времён предвещали наступление Огненной Эпохи. Каждая смена космических циклов связана с приходом новых энергий, служащих мощному очистительному переустройству жизни и созиданию очередных ступеней духовной эволюции. История сущностных представлений о природе и значении Огня прослеживается в философских и религиозных традициях Запада и Востока, освещена в размышлениях и духовном опыте великих подвижников и творцов. Учение Агни-Йоги, труды Великих Учителей, Е. П. Блаватской и Рерихов раскрывают новые аспекты и смыслы Эпохи Огня, в которую вступило человечество. Неизбежная борьба старого и нового мира неумолима, светоносная победа знаменует благой поворот в истории.

2. Представления о законах космической эволюции в духовных Учениях Востока, основных теософских трудах
и творческом наследии Рерихов

21 октября

С древних времён Великие Учителя человечества открывали людям в основных мировых учениях (индуизм, зароастризм, даосизм, конфуцианство, буддизм, христианство и ислам) знания об эволюционных принципах духовного развития и совершенствования, учили следовать изначальному вселенскому закону праведности и гармонии. После обнародования Писем Махатм, Тайной Доктрины, Теогенезиса, Учения Храма и Учения Живой Этики стали доступны новые уровни и смыслы высших космических законов духовной эволюции человека и мироздания. Их сущностное описание и объяснение ярко представлено в творческом наследии Е. И. Рерих и трудах всех членов её уникальной семьи. Постижение этих основополагающих законов развития и следование им открывает человечеству врата в лучшее будущее, заповеданное мудрейшими.

3. Познание внутреннего человека и его эволюционных возможностей в творчестве Рерихов и близких им мыслителей

25 ноября

Акцент в лекции сделан на целостной природе, структуре, свойствах и качествах внутреннего человека, его психической энергии и взаимосвязях Микрокосма и Макрокосма. Внутри нас таится неисчерпаемый духовный и творческий потенциал, изучение и применение которого может возвысить, облагородить и оздоровить все сферы жизнедеятельности человека и общества.

Эта важнейшая тема освещается с мировоззренческих позиций, представленных и обоснованных в творческом наследии Е. П. Блаватской, Рерихов и в Учении Храма.

4.  Представления Рерихов и мировоззренчески близких им мыслителей и подвижников о сближении науки и религии

23 декабря

В основных трудах Рерихов, Свами Вивекананды, В. И. Вернадского, П. А. Флоренского, Н. Теслы и других выдающихся мыслителей-космистов, ярких учёных и религиозных деятелей обосновывается эволюционная целесообразность будущего сближения на путях достижения истинных знаний и веры методов научного познания с религиозным опытом внутреннего преображения. В течение многих веков этому способствует возвышенное искусство, одухотворяя науку и озаряя красотой духовные устремления религиозных подвижников.

Культурный синтез, раскрываемый в символике Знамени Мира, свидетельствует о приближении к Единству искусства, науки и духовных учений.

2024 год

Суббота, начало в 15:00

5.  Красота искусства, науки и основ Духовных Учений
в творчестве Рерихов

24 февраля

Для каждого из членов великой семьи Рерихов духовное устремление к красоте и проявление её света в разнообразном творчестве жизни были важнейшим условием обретения высших вдохновений и озарений на пути самосовершенствования и самоотверженного служения Общему Благу.

В Новой Эпохе чувство красоты будет ведущим началом и мерилом действий. Знамя Мира, оплот общечеловеческой культуры, в своей символике содержит синтез высших достижений искусства, науки и духовных учений. Но истинная красота очень сильно отличается от условного и стандартного её понимания. Великие мыслители, философы, религиозные деятели, музыканты, художники и поэты, учёные и педагоги, все творцы подлинной культуры старались претворять материальные условия в духовные, помогать просветлению сознания людей.

В культурных достижениях каждого из Рерихов, в их богатом, разнообразном творческом наследии содержатся яркие свидетельства утверждения эволюционных принципов красоты, которые могут служить путеводным светом и источником вдохновения для будущих поколений.

6.  Возвышенное искусство открывает врата одухотворённой науке будущего

23 марта

Подлинное искусство одухотворённым творчеством мастера утверждает возвышенные представления о красоте, которая лежит в основе природы и космоса, вдохновляет людей на путь культурного совершенствования и раздвигает горизонты научного познания.

Искусственный интеллект отчасти помогает обществу в прохождении данного этапа развития. Особенно целесообразно применение соизмеримой психомеханики при правильном, доброжелательном и заботливом сочетании психической энергии с техническими устройствами.

Но современное чрезмерное увлечение цифровизацией, достижениями искусственного интеллекта несёт опасность замены подлинно творческого искусства его изощрёнными искусственными суррогатами, вытеснения алгоритмами и программами неисчерпаемых возможностей научной мысли учёного и инженера. Попытки навязать людям крайние формы технократического цифрового развития приводят к наркотизации сознания и ущербу творческих духовных способностей, что вступает в острое противоречие с основными законами космической эволюции. Бездушная потребительская технократия пытается подменить живые основы бытия, навязать иллюзорные ценности. Обречённая механическая цивилизация входит в конфликт с культурой.

В многогранном научном и художественном творчестве Рерихов ярко проявлены лучшие духовные возможности человека будущего, показан путь одухотворения науки творческим светом возвышенного искусства.

7. Значение индийской мудрости в творчестве Рерихов

20 апреля

Все Рерихи с благодарностью приобщались к мудрости Востока, глубоко чувствовали и любили утончённую красоту и величие Индии, её культуру и духовные традиции. Особенно они ценили почитание сокровенной связи Учителя и ученика, ярким примером которой были отношения Рамакришны и Вивекананды.

Е. И. Рерих с особым воодушевлением читала труды Свами Вивекананды, называя его последним великим духовным вождём Индии. Н. К. Рерих с ранних лет размышлял об этой стране, с 1905 года восточные темы звучат в его творчестве.

Неудивительно, что любовь к Индии великие родители привили и своим одарённым сыновьям. Позже все члены уникальной семьи глубоко прониклись философией индуизма и буддизма; изучая разные аспекты восточной мудрости, обосновывали историческую близость духовных корней культуры народов России и Индии. Создание духовно-эволюционного Учения Живой Этики, проведение экспедиций в разных регионах Азии, деятельность Гималайского исследовательского института «Урусвати», мудрые книги, переводы и многочисленные письма Е. И. Рерих, вдохновенные картины, книги, дневники, и статьи Н. К. Рериха, глубокие знания и научные исследования Ю. Н. Рериха, одухотворённое художественное и научное творчество С. Н. Рериха свидетельствуют о том, что красота индийской мудрости стала для всей семьи яркой путеводной звездой.

8. Свет грядёт с Востока!

18 мая

Заветы основателей мировых религий, мифы, легенды и предания разных народов в течение многих веков доносят до потомков предсказания о Великом Приходе. Когда теряется духовность и зарождается новый эволюционный цикл, приход Величайшего Духа даёт новый импульс для очищения и благого сдвига сознания людей. И, как писала Е. И. Рерих: «…новое Провозвестие даётся новой расе, отбирающейся среди хаоса и бедствий и катастроф расы уходящей». Великие Учителя Востока явили миру в наш полный испытаний переходный этап космической эволюции высокую мудрость, которая, как маяк в бурю, освещает выбор лучшего спасительного пути. На сокровищах знания и красоты, принесённых Рерихами, будут просветляться сознания многих будущих поколений, будет строиться Новый Мир.


Культурологический семинар «Петербургского Рериховского сборника»

Руководитель семинара Анна Александровна Савкина – кандидат искусствоведения, заместитель директора Санкт-Петербургского музея-института семьи Рерихов по научной работе

2023 год

Пятница

1. Рерихи и горный хрусталь

20 октября, начало в 17:00

Ведущий семинара – Юрий Леонидович Войтеховский, профессор, доктор геолого-минералогических наук, заведующий кафедрой геологии и геоэкологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, почётный член Российского минералогического общества.

 

В семье Рерихов очень любили самоцветы. Об этом говорит состав минералогической коллекции в их доме в долине Кулу и подарки, сделанные ими Музею Горного института. Особенной любовью пользовался горный хрусталь. Лекция делает попытку осмыслить это притяжение в историческом и эстетическом аспектах.

 

2. «Алиса в Стране чудес» и её иллюстраторы периода Викторианского книжного возрождения

17 ноября, начало в 16:00

Ведущий семинара – Мария Александровна Шикунова, экскурсовод Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.

Один из удивительных парадоксов мировой литературы: книга, автор которой сам создал для неё выверенные изображения, переплетающиеся с текстом, стала одной из самых иллюстрируемых. Причинами этому стали недостаток описаний в тексте; наличие для художника возможности исследовать собственное воображение: насколько далеко он уйдёт в попытке показать все причуды истории; детские воспоминания и культурный контекст и (нельзя этого отрицать) коммерческие цели.

Приключения Алисы в Стране чудес привлекали внимание многих выдающихся иллюстраторов. Среди них Харри Фёрнисс, Беатрис Поттер (остались неопубликованными), Вилли Погани, Мари Лоренсен, Макс Эрнст, Мервин Пик, Сальвадор Дали, Питер Блейк, Ральф Стедман, Хелен Оксенбери и бесчисленные менее известные художники.

Многие следовали идеям и образам Тенниела, что, вероятно, объясняется его тесной (если не сказать удушающей) работой с Кэрроллом. Несмотря на указанный выше недостаток описания внешнего вида персонажей и интерьеров, первые опубликованные иллюстрации дают развёрнутое представление о том, каким автор хотел видеть своих персонажей (хотя он и был недоволен Тенниелом).

В рамках лекции фокус внимания смещён на поздневикторианский период, когда заканчилось действие авторского права, а развитие печати и творческих идей позволило художникам создавать на бумаге необычайные миры.

2024 год

Пятница, начало в 16:00

3. Благотворительность семьи Боткиных

16 февраля

Ведущий семинара – Елена Вячеславовна Бакалдина, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.

Благотворительность представителей семьи Боткиных была разноплановой и охватывала разные сферы – в образовании, медицине, церковных делах, культуре. Они жертвовали средства и в течение своей жизни, и по завещаниям; периодически сами занимались трудом. Как правило, это была адресная помощь – конкретным людям или на конкретные нужды в учреждениях. Одной из отличительных черт была долгосрочная благотворительность – выделение капитала.

4. Театральное творчество А. В. Щекатихиной-Потоцкой:
попытка атрибуции

19 апреля

Ведущий семинара – Анастасия Константиновна Ефимова, научный сотрудник музейно-выставочной службы Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.

 

Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая отмечена в истории искусства не только как непревзойдённый художник-фарфорист, но и как театральный деятель. Во время своего ученичества в Рисовальной школе Общества поощрения художеств ей выпала возможность помогать своему наставнику, тогда директору школы, Н. К. Рериху в оформлении нескольких постановок: «Князь Игорь», «Весна священная», «Снегурочка».

5. Новые поступления в Рукописно-документальный фонд
Музея-института семьи Рерихов

16 мая

Ведущий семинара – Татьяна Сергеевна Матехина, старший научный сотрудник службы главного хранителя Музея-института семьи Рерихов

За несколько последних лет Рукописно-документальный фонд Музея-института семьи Рерихов пополнили более 300 рукописных материалов и документы из семейных архивов Рерихов, Митусовых, Боткиных (также их потомков), Н. Е. Лансере, М. И. Полевой. Это не только интересные предметы, но и ценные исторические источники разных эпох, начиная с 1900 года. Некоторые из этих рукописных материалов уже заняли место в экспозиции музея-института. Лекция подробнее познакомит с новыми музейными поступлениями в целом.

Экспериментальный семинар, посвящённый философскому наследию Рерихов и Учению Живой Этики

Руководитель семинара Юлия Юрьевна Будникова – заместитель директора по музейно-выставочной и экскурсионно-методической работе Санкт-Петербургского государственного
музея-института семьи Рерихов

2023 год

Суббота, начало в 16:00

1. Вводное занятие

07 октября

Хроника создания и структура книг Учения Живой Этики. Особенности, соотношение с другими философскими и религиозными учениями, а также современной научной картиной мира. Актуальность возникновения нового синтетического учения.

2. Основные понятия и терминология Учения Живой Этики

04 ноября

Психическая энергия. Огонь (Агни). Агни-йог. Сердце. Мысль. Сознание. Космическая эволюция.

3. Космологические вопросы в Учении Живой Этики

02 декабря

Понятие трёх миров. Краткие характеристики Мира Плотного, Тонкого и Огненного. Знак Триединства. Материя Люцида и Материя Матрикс. Соотношение понятий Матери Мира, Софии, Св. Духа. Интерпретация образа Матери Мира в творчестве Н. К. Рериха.

2024 год

Суббота, начало в 16:00

4. Онтологические вопросы в Учении Живой Этики

13 января

Особенности трактовки понятий Хаос и Космос, Бог и Сатана в книгах Учения, письмах и дневниках Е. И. Рерих. О битве сил Света и Тьмы. Армагеддон. Армагеддон Культуры.

5. Братство

03 февраля

Понятие Иерархии в Учении Живой Этики. Иерархия в Космосе. Кто такой архат. Учитель Учителей. Великие Учителя человечества и их роль в развитии человеческой Культуры. Понятие Белого Братства. Махатмы Востока.

6. Община

02 марта

Исторические примеры существования общин. Книга «Община» серии книг Учения Живой Этики. Политические, социальные, гуманитарные проблемы современности и пути их преодоления в свете Учения Живой Этики. Современные поиски общинного сосуществования.

7. Шамбала

06 апреля

Шамбала и Белое Братство в творчестве Н. К. Рериха, а также в исторических источниках. Понятие Небесного Града в разных культурах. О понятии Шамбала в книгах Учения.


Русская культура Серебрянного века

Лекции читает Игорь Юрьевич Шауб – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИМК РАН, профессор исторического факультета Свято-Филаретовского института

2024 год

Суббота, начало в 16:00

Курс лекций познакомит слушателей со спецификой культуры Серебряного века, её основными явлениями и виднейшими представителями.

1.  Серебряный век и его основа религиозная философия

16 марта

На лекции речь пойдёт о религиозной философии (В. С. Соловьёв, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и проч.), религиозно-философских собраниях, сборнике «Вехи».

2.  Литература: символизм и его ярчайшие представители

30 марта

Лекция предлагает разговор о таких литературных жанрах, как реализм (А. П. Чехов, М. Горький, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, И. А. Бунин и др.) и символизм (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Вяч. И. Иванов, А. А. Блок, А. Белый и др.).

3.  Литература: акмеизм, футуризм и виднейшие представители этих течений

13 апреля

Поговорим о литературе: в этот раз особое внимание будет уделено акмеизму (Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам), футуризму (В. В. Маяковский и др.) и борьбе этих течений.

4.  Драматический и балетный театр; музыка

27 апреля

Лекция посвящена драматическому (Станиславский, Мейерхольд и др.) и балетному театру («Русские сезоны» С. П. Дягилева и др.), а также музыке (от Рахманинова до Вертинского).

5. Архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство

11 мая

Лекция познакомит с архитектурой (эклектика, модерн, неоклассицизм, неорусский стиль), скульптурой и декоративно-прикладным искусством.

6. Живопись: модерн и авангард

25 мая

В этой лекции рассказывается о живописи: модернизме (М. А. Врубель и др.), авангарде (К. Малевич и др.), художественных объединениях («Мир искусства», «Бубновый валет» и др.).