Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Мемориальное собрание Степана Степановича Митусова


3D-тур экспозиции «Мемориальное собрание С.С.Митусова»

С.С. Митусов с дочерьми

Степан Степанович Митусов (1878—1942), сын тайного советника, известного коллекционера С.Н. Митусова и оперной певицы Е.В. Митусовой (урожд Голенищевой-Кутузовой, во втором браке кн. Путятиной), двоюродный брат великой русской просветительницы Е.И. Рерих, "неразлучный спутник моего детства", как она писала, ученик Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, сотрудник и друг Н.К. Рериха, И.Ф. Стравинского, Н.И. Рихтера, И.Я. Билибина, К.А. Марджанова, М.А. Бихтера, Б. Асафьева, был одним из тех творцов, кого сформировала эпоха русского Серебряного Века. Безукоризненный вкус, чуткость ко всему талантливому в искусстве и незаурядный ум позволили Митусову вести равноправный диалог с крупнейшими творческими личностями своего времени и самому на протяжении четырех десятилетий являться живым участником культурной жизни Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Он был знатоком музыки, живописи, театра современной ему эпохи, музыкальным педагогом и теоретиком. С 1908г. работал помощником секретаря Императорского Общества Поощрения Художеств и инспектором Рисовальной школы ИОПХ, директором которой был Н.К. Рерих, а после революции являлся в разное время исполнителем и аккомпаниатором, заведующим Музыкальным отделом Наркомпроса, преподавателем, художественным руководителем и организатором концертов. В семье Степана Степановича почти чудом сохранились реликвии семьи Рерихов – мемориальные предметы, рукописи, картины, старинные книги.

С.С. Митусов в тужурке

Имя С.С. Митусова неоднократно упоминается в письмах и публикациях всех четырёх представителей семьи Рерихов.Значительны записи о Степане Степановиче в дневниках Елены Ивановны 1920-х годов. Кратки, но весомы упоминания имени Степана Степановича в трудах Николая Константиновича Рериха. Например, в листе дневника «Друзья» (1937) Н.К. Рерих пишет: «...Стёпа Митусов всегда был живым звеном с музыкальным миром. В нём были заложены крупные музыкальные способности».Юрий Николаевич, старший сын Рерихов, неоднократно тепло отзывался о своём дяде. Сохранилась фотография рабочего стола Юрия Николаевича, на котором среди других дорогих и нужных предметов и изображений, стоит фотопортрет Степана Степановича.Наконец, последний из семьи Рерихов, Святослав Николаевич, сказал в интервью журналистке Казанской замечательные слова о С.С. Митусове: «Степан Степанович в основе своей был очень, очень талантлив. И это простиралось на музыку и затем на изобразительное искусство, так как он писал, рисовал… Он был прекрасным человеком, очень добрым, таким, как бы не от мира сего. Николай Константинович его любил очень. Так и все мы его любили».

С.Н. Рерих и Л.С. Митусова, 1960

По воспоминаниям Людмилы Степановны Митусовой, средней дочери С.С. Митусова, вещи Рерихов были перевезены её отцом в начале 1920-х годов с их квартиры на Мойке, 83: «Елена Ивановна в письме к папе распорядилась, чтобы он всё оставленное ими в квартире имущество перевёз к себе». Впоследствии часть вещей и рукописей забрал Б.К. Рерих, брат художника, что вызвало неудовольствие Рерихов.Однако и после этого у Митусовых оставалось около 80 художественных произведений Н.К. Рериха, более 40 предметов обстановки, а также рукописи, личные вещи, документы, картины других художников, посуда, столовое серебро, принадлежавшие семье Рерихов.Первую попытку научно описать Мемориальное Собрание С.С. Митусова предпринялв 1989 году В.А. Росов, ныне зав. сектором Государственного музея Востока. В своей публикации о Собрании В.А. Росов отмечал, что оно «не имеет полного научного описания и изучено недостаточно, что вызывает большой источниковедческий интерес в современный период становления рериховедения как науки». 12 октября 1992г. Собрание было поставлено на учёт в Секции памятников архитектуры и искусства при ВООПИиК. Сотрудниками Рериховского центра СПбГУ, начиная с 1994 года, подготовлен ряд публикаций по материалам Собрания, но всё это пока ещё малая толика того, что способно дать культуре это Собрание, бережно и любовно сохранявшееся до 2001г. последней из семьи Митусовых, Людмилой Степановной. К сожалению, до наших дней Собрание дошло не полностью. Многие книги, картины и мебель погибли в годы блокады. В 1956 году 73 произведения Николая Рериха, 3 наброска Аркадия Рылова и 2 акварели Александры Щекатихиной-Потоцкой пополнили коллекции этих художников в Русском Музее.

С.С. Митусов, 1936 г.

В 1958г. Юрию Николаевичу Рериху, вернувшемуся на родину, было переслано в Москву кресло отца и переданы фотографии семьи. В 1981г. в Отдел Рукописей Российской национальной библиотеки от сестер Митусовых поступили автографы И.Ф. Стравинского, Н.К. Рериха, С.С. Митусова и других деятелей культуры. В 1983 году в Алтайский краеведческий музей в Барнауле было передано 93 экспоната. Наконец, в 1984 году, после завершения реставрации Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре, часть рериховской мебели – стол, диван, 5 стульев – вошла в его постоянную экспозицию.Однако в течение многих лет Собрание не только рассредотачивалось, но и пополнялось. Прежде всего, Юрием Николаевичем Рерихом в 1957–1960 гг. (две картины Н.К. Рериха, письма, фотографии и памятные вещи). Также и от Святослава Николаевича Рериха в течение 40 лет поступали книги, письма, подарки. Оставили свой след в Собрании и некоторые исследователи творчества семьи Рерихов и их ученики (Б.Н. Абрамов, Т.В. Бакулина, П.Ф. Беликов, А.Ю. Калнс, Г.Ф. Лукин, Р.Я. Рудзитис, Б.А. Смирнов-Русецкий, З.Г. Фосдик, В.Т. Черноволенко и другие).

В самых общих чертах Собрание имеет следующую структуру: автографы, личные вещи, книги, фотографии Елены Ивановны Рерих; художественные произведения, автографы, рукописи, личные вещи, археологические находки, книги, фотоматериалы Николая Константиновича Рериха и письма к нему; детские рисунки и лепка, автографы и книги, фотографии и личные вещи Юрия Николаевича Рериха; детские рисунки и записки, автографы и книги, фотографии Святослава Николаевича Рериха; кроме этого в Собрании хранятся автографы и произведения ближайших родственников семьи Рерихов: самого С.С. Митусова, Б.К. Рериха и родственников Е.И. Рерих по линии Голенищевых-Кутузовых – князя П.А. Путятина, Рыжовых, Муромцевых, Потоцких, Шаховских.

По желанию Л.С. и Т.С. Митусовых оно стало базовым фондом при создании Мемориального музея семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, который с 2007 года носит название Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов.