Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Николай Константинович Рерих

Н.К. Рерих. 1900-е

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 г. в Петербурге, на Васильевском острове, на Университетской набережной, в доме № 25, на котором теперь установлена мемориальная доска. Предки Н.К. Рериха по отцовской линии принадлежали к древнему скандинавскому роду и переселились в Россию в начале XVIII века. Отец его был владельцем нотариальной конторы, видным юристом, человеком большой культуры и широкой эрудиции. Н.К. Рерих учился в известной своими гуманитарными традициями гимназии К.И. Мая, в те же годы у него проявились способность к рисованию и интерес к археологическим раскопкам.

В 1893г. он становится студентом одновременно Академии художеств и юридического факультета Петербургского университета, слушает лекции на историко-филологическом факультете, участвует в деятельности Императорского Русского археологического общества (с 1896), изучает древние летописи, грамоты, рисунки. Темой его дипломной работы стало «Правовое положение художника в Древней Руси».В Высшем художественном училище Академии художеств он занимается в мастерской А.И. Куинджи, и когда учителя незаслуженно увольняют, он в знак протеста вместе с другими студентами в 1894 г. покидает Академию.

Уже в те годы он создает серию картин «Начало Руси. Славяне». Эта тема стала ведущей в его творчестве на протяжении ряда лет.

1901 г. Н.К. Рерих женился на Елене Ивановне Шапошниковой, дочери известного архитектора, двоюродной правнучке полководца М.И. Голенищева Кутузова, очаровательной и одарённой женщине. Вместе с женой Н.К. Рерих отправляется в археологические экспедиции, путешествует по древнерусским городам, знакомится с русским фольклором, архитектурой. Результатом поездок 1903–1904 гг. стали свыше 90 картин, посвящённых истории Руси.

1906 г. Н.К. Рерих возглавил Рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств – крупнейшее в России художественно-промышленное учебное заведение. Тематика художественных произведений Рериха того времени – древнерусская история и эпос. В его работе над полотнами соединяются знания учёного-археолога и тонкая интуиция художника. Эти темы находят воплощение и в театрально-декорационной живописи: он создаёт эскизы декораций и костюмов к операм Н.К. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Псковитянка», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», балету И. Стравинского «Весна священная» и др. В 1909 г. Н.К. Рерих принимает участие в антрепризе С.П. Дягилева – знаменитых «Русских сезонах» в Париже.

Н.К. Рерих. Волокут волоком. 1915

Рерихом написана целая серия картин на сказочные сюжеты, фольклор привлекает его самое пристальное внимание. «Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. Мы напоены возможностями, но, тёмные, не видим их», – писал художник, призывая с вниманием отнестись к сказкам и легендам, в которых своеобразно преломились исторические факты и знания об окружающем мире.

Интерес к жизни древних славян, к истокам Руси органично соединился с интересом к Востоку – колыбели человеческой цивилизации. «К сердцу Азии потянуло уже давно, можно сказать, от самых ранних лет», – вспоминает Рерих в «Листах дневника». Художник создаёт большое количество живописных и литературных произведений на восточные сюжеты, заимствованные в основном из индийской мифологии. Индия – «праматерь» европейских культур, «прародина» человечества – интересовала особо. Гипотеза о единых корнях индийской и русской культур требовала доказательств и фактов…

1910 г. он становится председателем художественного объединения «Мир искусства», в состав которого входили А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, К.А. Сомов, В.Э. Борисов-Мусатов, З.Е. Серебрякова, Е.Е. Лансере, Б.А. Кустодиев и многие другие. В десятые годы в Петербурге Рерих принимает участие в работе, а иногда и в организации многочисленных художественных обществ и образовательных учреждений – ИОПХ, музей Старого Петербурга, Общество им. А.И. Куинджи, Общество архитекторов-художников и комиссия по устройству музея Допетровского искусства и быта, Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, Общество возрождения художественной Руси, Женские курсы высших архитектурных знаний, Женские художественно-промышленные мастерские, Мастерские для увечных воинов. Растёт его мастерство и признание как живописца, нашедшего уникальную нишу и свой изобразительный язык в искусстве. Пророческими полотнами накануне Первой мировой войны («Крик Змея», «Град обречённый», «Дела человеческие» и др.) он заслужил славу «великого интуитивиста».

Н.К. Рерих и Е.И. Рерих

1916 г. он заболел воспалением лёгких и доктора рекомендовали ему уехать из Петрограда в края с более сухим климатом. Он выбрал Сердоболь (Сортавала), на севере Ладожского озера. Время, проведённое на Севере, оказалось чрезвычайно плодотворным в творческом отношении (карельский живописный цикл, автобиографическая повесть «Пламя», поэтический цикл «Цветы Мории», пьеса-мистерия «Милосердие», в которой отразился взгляд художника на революционную катастрофу в России и роль истинного Знания в жизни человечества), и именно тогда завершилось духовное становление художника и определилась тенденция его дальнейшего пути и действий. После предоставления Финляндии независимости семья Рерихов оказалась отрезанной от России. Отношение Рериха к политике большевиков, особенно в области культуры, было резко отрицательным. Поскольку картины художника экспонировались на выставках в Финляндии, Швеции, Норвегии, он вначале жил в этих странах. Затем, по приглашению С.П. Дягилева, который проводил Русские сезоны в Лондоне, приехал в Англию, писал декорации и создавал костюмы для русских опер «Снегурочка», «Князь Игорь», «Сказка о Царе Салтане».

В 1920 г. Рерих принял от Чикагского университета предложение по организации выставки. В Америке, где он пробыл три года, ему представилась прекрасная возможность развернуть свою культурно-просветительскую деятельность, а также серьёзно подготовить экспедицию в Центральную Азию. Его организаторский талант проявился в создании Института Объединённых Искусств, Международного художественного центра «Corona mundi» («Венец мира»), целью которого было культурное сотрудничество народов мира. Тогда же был создан Музей имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Не менее интенсивной была духовная жизнь художника.

В 1922 г. он создаёт серию картин «Sancta». Его записи наставлений Учителя, известного со времён Е.П. Блаватской как Махатма Мория, образуют отдельную книгу – «Листы Сада Мории. Зов» – ставшую первым томом ныне широко известного Учения Живой Этики, или Агни-Йоги. Рерих посещает также Аризону и Нью-Мексико, чтобы изучить и запечатлеть на полотне следы древнеамериканских цивилизаций. Однако главной мечтой Н.К. Рериха был Восток.

Начиная с 1923 г., в течение пяти лет, семья Рерихов совершает грандиозное путешествие по Индии и Центральной Азии, в Тибет, Северо-западный Китай, на Алтай, в Монголию. За эти годы было написано около 500 картин (циклы «Его Страна», «Знамёна Востока», «Святыни и Твердыни» и др.), исследованы памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы, собраны многочисленные коллекции. Рерих создаёт образы великих Учителей человечества, мыслителей, просветлённых – Христа, Будды, Кришны, Магомета, Конфуция, Лао-цзы, Падма Самбхавы, Миларепы, Нагарджуны, Цонкапы. Именно в эти годы окончательно сложилось его учение о культуре.

Н.К. Рерих в Музее Рериха

В 1926 г. Рерихи прибыли в Москву. Художник передал советскому правительству послание Махатм, духовных учителей Востока, встречался с Г.В. Чичериным и А.В. Луначарским, подарил России цикл картин «Майтрейя», после чего путешествие по Азии было продолжено. По окончании грандиозной центрально-азиатской экспедиции Рерихом были опубликованы путевой дневник «Алтай-Гималаи» и книга «Сердце Азии», в которой он представил путь своей экспедиции через 35 горных перевалов, сумел проникнуть в смысл пророчеств и легенд, идущих из незапамятной древности, прикоснулся к тайнам Шамбалы. «Учение Шамбалы, – пишет Н.К. Рерих, – чрезвычайно жизненно. Не мечты, но самые практические советы даются в этом учении с Гималаев». Главная ошибка – упрощённое понимание Шамбалы, поиск точного места на географической карте. Путь в Шамбалу – это путь сознания.

В 1928 г. в индийской долине Кулу Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи основывают Институт гималайских исследований «Урусвати», директором которого был назначен их старший сын Юрий. (Институт, привлёкший внимание многих крупных учёных, в частности, А. Эйнштейна, Н.И. Вавилова, Д. Боше, Дж. Туччи, прекратил свою деятельность в связи со Второй мировой войной.) Кулу становится постоянным местом жительства всей семьи. Из Кулу Рерих совершает в начале 1930-х годов поездку в Америку и Европу, ведёт большую работу в культурных и политических кругах разных стран с целью подготовки международного соглашения о защите духовного достояния человечества в виду возраставшей угрозы новой войны. В 1932 г. художник создаёт программный триптих «Мадонна Орифламма». Орифламмой (лат. Aurum – золото, flamma – пламя) в средневековой Франции называлась хоругвь короля, которая выбрасывалась на копье в критический момент боя. В произведении Рериха Владычица Червонопламенная в обрамлении образов великих христианских подвижников Франциска Ассизского и Сергия Радонежского держит в руках Знамя Мира, в центре которого – знак Триединства – три круга в окружности, один из древнейших мировых символов, представленный в культурах разных времён и народов. Усилия Николая Константиновича, а также круга его единомышленников приводят к подписанию 15 апреля 1935 года в Вашингтоне, в Белом доме Пакта Рериха – «Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников в военное и в мирное время». В 1934–1935 гг. Рерих едет в Китай и Монголию (Манчжурская экспедиция). По заданию Министерства сельского хозяйства США производились исследования засухоустойчивых растений. Кроме того, велась большая общественно-просветительская работа в Харбине среди русской эмиграции. Совместно с сыном Юрием и братом В.К. Рерихом налаживалось кооперативное движение, в расчёте на поддержку правительства Монголии разрабатывались обширные планы по орошению пустынных земель и созданию новых населённых пунктов и университетского центра. Этим замыслам посвящена программная статья «Да процветут пустыни». С 1935 г. Рерих живёт в Кулу, много занимаясь живописью, публицистикой, ведя громадную переписку, обширную общественную работу, встречаясь с прогрессивными индийскими деятелями (гостями его дома были Д. Неру, И. Ганди). Он вновь и вновь обращается к судьбе России, отмечая в записной книжке: «Повсюду сочетались две темы: Русь и Гималаи». Потому закономерно наряду с великолепной Гималайской сюитой появление таких картин как «Богатыри просыпаются», «Святогор», «Настасья Микулична», посвящённых подвигу русского народа в Великой Отечественной войне. Свойство, отличавшее этого великого человека до последних его дней – поразительная работоспособность. Общее число его живописных полотен колеблется по оценкам искусствоведов от пяти до семи тысяч. Литературное наследие Рериха не менее велико: при жизни было опубликовано десять томов, но это далеко не полное собрание рассеянных по всему миру записей, очерков, статей, писем и выступлений, лучшее определение для которых подобрано индийским профессором Генголи – «духовные воззвания».

Н.К. Рерих. Тибет. 1933

13 декабря 1947 г. в долине Кулу Н.К. Рерих уходит из жизни. На месте его кремации установлен памятник с надписью: «Тело Великого Святого (Махариши) Николая Рериха, великого друга Индии было предано сожжению на этом месте 30-го Магхар 2004 года Викрам эры, отвечающей 15-му декабря 1947 года. Ом Рам».