Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Н.К. Рерих и древнее наскальное искусство Евразии

Красота, её художественные воплощения в далёкие доисторические времена вызывали неизменный интерес у Николая Константиновича Рериха – художника, археолога. Всюду, во время путешествий и экспедиций по Азии он пристально всматривался в древние изображения на скалах. Созданные несколько тысячелетий назад, они увлекали неразгаданной тайной исчезнувших культов, общностью сюжетов, похожей стилизацией и техникой выбивки. Повсеместные наблюдения убеждали, что «сердце народов всё-таки имеет общечеловеческий язык», и свидетельствовали о древних переселениях, «как проникал на утлых ладьях и на истомлённых конях человек в дальние страны не только в завоевательской ярости, но и в добром желании мирного обмена». Выводы, к которым пришёл Рерих, давали уверенность в наступлении «золотого века единства», который не мыслился без расцвета заложенных когда-то всеобщих основ искусства: «Эти начертания объединяют давно разъединённое сознание народов; они те же, как и в Аризоне, так и в Монголии, так и в Сибири. Те же начертания, как на скалах Тибета и Ладака, так и на камнях Кавказа, Венгрии и Норвегии. Эти обобщающие сознания должны быть особенно ценны теперь, когда так обострено стремление к эволюции» (Рерих Н. К. Держава Света. – Southbury, 1931. – С. 117).

В своих картинах Николай Константинович запечатлел петроглифы европейского Севера, Монголии, Тибета, Ладака, Лахуля. Он точно передаёт их стилистику, пишет на фоне пейзажа, а символикой цвета, характером рисунка приоткрывает завесу тайн, окружающих сокровенную выбивку на камне. В литературных записях приводит интересную информацию о том, как местное население воспринимает древние изображения. Великий интуитивист современности, по словам А. М. Горького, Н. К. Рерих художественным взором преодолевает барьер тысячелетий и вдыхает новую жизнь в архитипические образы наскального искусства. Глубоко проникаясь мифопоэтическими представлениями, мастер в своих полотнах воплощает мечты о приходе Новой эры. Так были созданы им крупные полотна, в которых мифы, легенды и сказания обретают черты видимой, свершающейся реальности.

Синтез прошлого, настоящего, будущего, пронизывающий искусство Н. К. Рериха, стал также девизом, знаковой символикой предложенного им Знамени Мира. Забота о творениях человеческого гения, в том числе и о самых первых его проявлениях, вылилась в создание Пакта Рериха – законодательного акта об охране культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. В качестве охранительного Знамени Мира Н. К. Рерих выбрал полотнище с кругом – символом вечности, в котором заключены три круга, олицетворяющие прошлое, настоящее, будущее. Этот знак широко распространён в искусстве всего мира, а его древнейшее изображение присутствует среди петроглифов каменного века в Монголии на скалах Аршан-Хада.