Логотип
Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Сборник материалов об истории создания Пакта Рериха

Издание «Пакт Рериха, Знамя мира. 1935 - 2010», (Государственный музей Востока, М., 2010. Сборник. Составители: Д.Н. Попов, В.А. Росов) раскрывает историю создания Пакта и распространения по миру заложенных в этом документе идей и главного символа инициированного Н.К. Рерихом движения в защиту культурного достояния человечества – Знамени мира.

Сборник предваряют вступительные слова директора ГМВ А.В. Седова и директора Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Д. Энтина. Все материалы сгруппированы в три раздела. В первом содержатся избранные статьи Н. Рериха о культуре, необходимости движения в ее защиту, Знамени Мира и значении знака Знамени Мира, а также опубликован полный текст Пакта Рериха. Во втором разделе значение Пакта Рериха трактуется в исторической перспективе – от зарождения идеи до влияния на современную мировую политику, рассматриваются различные аспекты бытования знака Знамени Мира. Заключительный, третий раздел посвящен современности, в нем даются примеры того, как Знамя Мира продолжает оказывать воздействие на политику и общественное сознание на рубеже XX и XXI веков. Издание богато иллюстрировано репродукциями картин Н.К. и С.Н. Рерихов, открыток, марок, фотографиями (можно отметить отличное качество полиграфии и тщательную продуманность подборки иллюстративного материала), дополнено избранной библиографией Пакта Рериха и Знамени Мира, а также краткими справками об авторах сборника.

Сборник особенно интересен тем, что авторами включенных в него статей стали не только рериховеды (О.В. Румянцева, В.А. Росов, Д.Н. Попов, Е.С. Лазарев, В.В. Никишин и др.), но и авторитетные юристы (П.Д. Баренбойм и М.М. Богуславский), которые дают оценку роли Пакта Рериха как первого многостороннего договора о защите культурных ценностей в истории международного права. К этой теме примыкает обсуждение авторами сборника выдвинутой Н.К. Рерихом концепции «эстетического государства». Актуальность материалам придают высказанные в статьях В.А. Росова и П.Д. Баренбойма мысли о возможности и желательности приложения этих идей к современному государственному строительству в нашем Отечестве.

Ценной для специалистов является публикация материалов из архивного фонда К. Кэмпбелл в ГМВ, подготовленная М.Ю. Мироновой. Материалы, а это в основном статьи из периодических изданий, дают представление о том, как шла подготовка к принятию Пакта Рериха и какой общественный резонанс она вызывала в разных странах мира. Своеобразным дополнением к этой публикации является статья А.П. Соболева «Символ Знамени Мира на почтовых открытках 1930-40-х годов».

Широкой публике будет интересно предпринятое Е.С. Лазаревым и Д.Н. Поповым исследование «Знак триединства в культуре человечества», объясняющее происхождение символа Знамени Мира. А из статьи Н.А. Бикаловой можно узнать, что в течение 4 лет (1995-1998) Знамя Мира встречало депутатов в холле зала заседаний Государственной Думы РФ.

Составители сборника отнеслись к авторским текстам с большим пиететом и бережно сохранили их полностью. Но, так как статьи, вошедшие в издание, объединены одной темой («Пакт Рериха, Знамя Мира»), каждый автор более или менее развернуто излагает общие сведения о предмете своего исследования. В результате неизбежно статьи в упоминании общих сведений повторяют одна другую. Чтобы избежать этого, вероятно, следовало бы вынести основные положения, из которых исходят авторы статей, в предисловие составителей, что придало бы всему сборнику большую цельность. Это, пожалуй, единственное замечание, которое можно сделать.

В целом издание имеет безусловную научную ценность и художественную привлекательность, способствует популяризации и актуализации рериховского наследия в современной России и может быть интересно как специалистам-рериховедам, так и широкому кругу читателей.

Е.Л. Бутенко

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПАКТА РЕРИХА